
Для меня как мамы пяти детей было загадкой, как сохранить мир в душе, когда нужно переделать столько дел? Как избежать бессмысленной суеты и недовольства собой?
Наступает утро. Самое время почитать в тишине утреннее правило, подготовиться достойно к новому дню. Но какая там вдумчивая молитва, когда младшие дети уже проснулись и делят железную дорогу! Меня всегда удивляло, что поднимает их в такую рань? Летом понятно, солнце. А зимой? За окном ещё тьма непроглядная, одни фонари освещают белый, выпавший за ночь снег. А они уже подскочили. И строят что-то, строят. Города из кубиков, дороги, станции.
Завтрак надо готовить. И телефон выдаёт кучу напоминаний о визитах к врачам на текущий день.
Дальше — больше. С дошкольниками занятия дома: обучение чтению, логопедические тренировки. Потом прогулка, походы в кружки. Школьника, что помладше, надо после уроков встретить. Старшие придут попозже, сами.
Может, с домашней работой надо помочь? Может, кому-то из дочек сегодня предстоит стрижка? Ну, что ж, мама и репетитором, и парикмахером может побыть. Это даже интересно.
А почитать вслух? Как без этого? Если же детям разного возраста разные книги интересны, то тут уж несколько сессий чтения вслух за день: каждому своё.
Остаются, кроме прочего, всякие готовки, уборки, стирки, да мало ли ещё чего! Помню, я, как экономист, рисовала матрицы важного — неважного и срочного — несрочного, училась оптимизировать день. Но сколько бы я ни сделала, мне всё казалось мало. Внутри было недовольство собой и раздражение. Какой уж там мир в душе! А к вечеру подступало чувство, что я пропустила что-то важное.
Мне казалось, что мои труды, удел Марфы, не так угодны Богу, как собранная молитва, присущая Марии. Вот помолиться, не отвлекаясь, почитать духовную литературу — это дело! Но где взять время? «В монастыре у монахов времени на молитву достаточно», — думала я. — «Забот там не так много».
И вот, однажды мы сели смотреть фильм про древний северный монастырь. Я была удивлена тем, сколько трудов у монахов! Но больше всего меня поразило, как выполняли монахи свои послушания. Один несёт воду из родника аккуратно, сосредоточенно, словно в его ведре не обычная вода, а святыня. Другой готовит для братии обед, раскладывает листья салата и помидоры по многочисленным тарелкам, а кажется, что он совершает какое-то таинство: так вдохновенно и серьёзно его лицо. Третий внимательно читает отрывки из житий святых во время общей трапезы.
Братья трудились с усердием, с молитвой, будто любое послушание имело огромное значение. Тогда я поняла, что и в жизни нет труда, который был бы пустым или незначительным. Всё, что делается для Бога, непременно наполняется смыслом, обретает какое-то надмирное значение.
Так и моё действие, пусть даже самое простое, имеет духовный смысл, если я совершаю его с любовью к ближнему и памятуя о Боге.
С тех пор заботы мои никуда не исчезли, все они остались при мне. Но теперь для меня не главное сделать что-то высокое, особенное. Теперь для меня важно делать свои обычные повседневные дела. Но совершать их с молитвой, и посвящать их Богу.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело