Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С одной стороны, сегодня мы вспоминаем событие из евангельской истории — Крещение Господа нашего Иисуса Христа, с другой — этот праздник, подобно многим другим церковным торжествам, с течением времени перестал быть в полной мере понятным для христиан, и если спросить обычного прихожанина о том, что именно принесло в наш мир Крещение Господне, то вряд ли мы сумеем получить исчерпывающий и достоверный ответ. Тем не менее, ответ этот содержится в самом праздничном богослужении, в том числе и в звучащем сегодня во время божественной литургии отрывке из Послания святого апостола Павла к Титу. Этот отрывок взят из 2-й и 3-й глав Послания. Давайте послушаем его.
Глава 2.
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
Глава 3.
4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Собственно, уже с самых первых слов этого отрывка апостольского послания достаточно, чтобы понять смысл нынешнего церковного торжества: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Крещение Господне положило начало Христовой проповеди, а потому то оно и принесло с собой явление спасительной благодати Божией.
Далее апостол Павел раскрыл, каким образом благодать Божия действует в людях, но при этом апостол не стал давать благодати какого-либо определения, ведь он писал не учебник по догматическому богословию и не катехизис, его задачей было научить людей жить так, чтобы Господь от нас не отошёл, чтобы Он не лишил нас Своей благодати.
Павел написал, что благодать Божия учит нас отвергать «нечестие и мирские похоти». Само по себе выражение «нечестие и мирские похоти», скорее всего, не совсем понятно для современного человека, а потому новейшие переводы Нового Завета предлагают в этом месте апостольского послания иное, более ясное выражение, которое стоит понимать не как буквальный перевод, а как вполне удачное толкование к словам апостола Павла: «Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято, отказавшись от безбожной жизни и земных страстей». Всё это — первые и самые очевидные результаты действия благодати Божией. Однако Бог никогда не прибегает к насилию, а потому мы вполне в состоянии сопротивляться научению Божию, и несмотря на все Его усилия, продолжать жить той жизнью, которая является нормативной для падшего человечества. Чтобы предупредить такое состояние, апостол Павел далее написал о том, что должно нас вдохновлять на действенный отклик навстречу Божией благодати, речь у апостола шла о вере во Христа, Его слова и Его великие обетования всем верным Евангелию, при этом Павел напомнил и о сущности спасения, в котором нет никакой нашей заслуги: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5). А потому ещё один из мотивов деятельного отклика на призывающую благодать Божию должен состоять в благодарности Богу за предоставленную нам возможность быть свободными от грехов, от наших страстей и от самой смерти. Дай Бог, чтобы в праздник Крещения Господня благодать Божия коснулась наших сердец, и чтобы мы нашли в себе силы ответить на неё верой, надеждой, любовью и всей своей жизнью!
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема