Рим., 87 зач., IV, 13-25.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; 15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам 17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; 20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу 21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, 24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
В сегодняшнем чтении мы слышим как апостол Павел продолжает рассуждать о том, на кого распространяется завет Бога с Авраамом, и кто может войти в него? Только ли те, кто получил закон через Моисея или же и те, кто как Авраам поверили Богу?
Автор утверждает, что Бог пообещал праотцу свое благоволение, пообещал ему в наследство мир, но сделал это еще до того, как тот вошел в завет и был обрезан. И действительно, если мы обратимся к пятнадцатой главе книги Бытия в истории праотца Авраама мы увидим что у него не было какого-то особенного письменного предписания, как вести себя никакого формального законодательства… Его личные отношения с Богом перекрывали все это. Далее апостол указывает на явное противоречие, к которому приводит уверенность иудеев в их исключительности, ведь если спасаются только те кто получили закон, то надежды нет ни у кого потому что эти последние полученный закон нарушают, чем вызывают гнев Божий.
Итак, говорит апостол, если кто-то хочет, чтобы возможность спасения для него действительно существовала, он должен верить не столько в силу закона, но в любовь Божию.
Далее апостол подробно обращается к истории Авраама. Он подчеркивает, что праотец верил в чудо и в силу Божию даже тогда, когда надежды практически не оставалось. Сам Авраам был уже очень стар, и жена его была слишком стара, чтобы иметь детей. И все, как пишет апостол, вера в Аврааме не поколебалась и он твердо верил, что Бог силен исполнить свое обещание. И именно эта вера, эта глубочайшая убежденность в силе Божией, как говорит апостол и была вменена ему в праведность. Иными словами, этого было достаточно, чтобы Авраам встал на путь праведности, на путь исполнения воли Божией.
Но цель апостола, конечно, не в том, чтобы просто рассказать историю Авраама, которая и так всем была хорошо известна. Его цель в том, чтобы показать, что Авраам поверил Богу и ступил на путь праведности еще до обрезания, что в свою очередь открывает этот путь для язычников и вообще для всех людей. Они тоже могут стать духовными наследниками Авраама, если поверят и возложат надежду на Бога, который победил смерть и своим воскресением всякому открыл путь к святости и праведной жизни.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.