Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410

Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3

28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Глава 4.

1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

При чтении любого текста необходимо держать в памяти того, кому адресован этот текст, а также то, по какому поводу он был написан. Если же этого не делать, то велика вероятность неправильного понимания. Или же абсолютного непонимания. Послание апостола Павла к Римлянам было написано до его личного знакомства с этими самыми римлянами. И несмотря на надписание — «к Римлянам» — адресаты вовсе не те, кого можно считать предками современных итальянцев. Апостол писал, в-первую очередь, к живущим в Риме христианам из числа иудеев. При чтении нужно помнить и о причине появления того или иного текста. Павел был известен. Его знали, о нем говорили, его слова обсуждали и делали выводы о нем самом и о его учении еще до личного с ним встречи. В Рим апостол стремился. Там был центр империи. В Риме о нем знали, но знание это было не совсем верным. Вокруг его имени и его учения было немало кривотолков, далеко не все хотели понять его правильно. Особое же место занимала дискуссия о соотношении веры во Христа и закона Моисея. Именно поэтому апостол Павел пишет в Рим свои знаменитые слова, которые мы только что услышали: «мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Можно сказать, что все послание апостола Павла к Римлянам посвящено разъяснению этой мысли. Конечно, он сильно рисковал, ведь закон Моисея — это основа основ. Это то, ради чего многие иудеи без колебаний шли на смерть. Слова апостола звучат как вызов. Любопытно, что они до сих пор не утратили своей актуальности и до сих пор провозглашение этих слов весьма неприятно очень многим людям. И речь идет вовсе не об иудеях, а о христианах. Закон, исполнение формальных религиозно-обрядовых предписаний, устоявшийся язык богослужения и проповеди — это то, что ни в коем случае нельзя трогать, это то, о чем позволительно говорить лишь в положительном ключе. Тот, кто рискнет немного выйти за рамки, неизбежно навлечет на себя шквал негативных эмоций и прямых оскорблений. Примеров такого рода очень много. Любой интересующийся может сам их найти и изучить: для этого достаточно поискового запроса о богослужебном языке Русской Церкви. Конечно, апостол Павел имел в виду совершенно определенные обрядовые действия, те, которые давно неактуальны в христианской среде: обрезание, почитание субботы и новомесячия, то есть празднование начало нового месяца по лунном календарю. Но вера выше и превосходнее любого культового действия и ритуального предписания. О том же самом, но с другой стороны, писал и апостол Иаков: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вера — источник добрых дел, добрые дела только тогда имеют смысл, когда в их основе лежит вера. Это самый главный вопрос: что стоит за тем или иным нашим благим действием? Услаждение от собственной праведности или, все же, вера во Христа Иисуса Господа нашего?

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем