
Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
При чтении любого текста необходимо держать в памяти того, кому адресован этот текст, а также то, по какому поводу он был написан. Если же этого не делать, то велика вероятность неправильного понимания. Или же абсолютного непонимания. Послание апостола Павла к Римлянам было написано до его личного знакомства с этими самыми римлянами. И несмотря на надписание — «к Римлянам» — адресаты вовсе не те, кого можно считать предками современных итальянцев. Апостол писал, в-первую очередь, к живущим в Риме христианам из числа иудеев. При чтении нужно помнить и о причине появления того или иного текста. Павел был известен. Его знали, о нем говорили, его слова обсуждали и делали выводы о нем самом и о его учении еще до личного с ним встречи. В Рим апостол стремился. Там был центр империи. В Риме о нем знали, но знание это было не совсем верным. Вокруг его имени и его учения было немало кривотолков, далеко не все хотели понять его правильно. Особое же место занимала дискуссия о соотношении веры во Христа и закона Моисея. Именно поэтому апостол Павел пишет в Рим свои знаменитые слова, которые мы только что услышали: «мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Можно сказать, что все послание апостола Павла к Римлянам посвящено разъяснению этой мысли. Конечно, он сильно рисковал, ведь закон Моисея — это основа основ. Это то, ради чего многие иудеи без колебаний шли на смерть. Слова апостола звучат как вызов. Любопытно, что они до сих пор не утратили своей актуальности и до сих пор провозглашение этих слов весьма неприятно очень многим людям. И речь идет вовсе не об иудеях, а о христианах. Закон, исполнение формальных религиозно-обрядовых предписаний, устоявшийся язык богослужения и проповеди — это то, что ни в коем случае нельзя трогать, это то, о чем позволительно говорить лишь в положительном ключе. Тот, кто рискнет немного выйти за рамки, неизбежно навлечет на себя шквал негативных эмоций и прямых оскорблений. Примеров такого рода очень много. Любой интересующийся может сам их найти и изучить: для этого достаточно поискового запроса о богослужебном языке Русской Церкви. Конечно, апостол Павел имел в виду совершенно определенные обрядовые действия, те, которые давно неактуальны в христианской среде: обрезание, почитание субботы и новомесячия, то есть празднование начало нового месяца по лунном календарю. Но вера выше и превосходнее любого культового действия и ритуального предписания. О том же самом, но с другой стороны, писал и апостол Иаков: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вера — источник добрых дел, добрые дела только тогда имеют смысл, когда в их основе лежит вера. Это самый главный вопрос: что стоит за тем или иным нашим благим действием? Услаждение от собственной праведности или, все же, вера во Христа Иисуса Господа нашего?
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











