
Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
При чтении любого текста необходимо держать в памяти того, кому адресован этот текст, а также то, по какому поводу он был написан. Если же этого не делать, то велика вероятность неправильного понимания. Или же абсолютного непонимания. Послание апостола Павла к Римлянам было написано до его личного знакомства с этими самыми римлянами. И несмотря на надписание — «к Римлянам» — адресаты вовсе не те, кого можно считать предками современных итальянцев. Апостол писал, в-первую очередь, к живущим в Риме христианам из числа иудеев. При чтении нужно помнить и о причине появления того или иного текста. Павел был известен. Его знали, о нем говорили, его слова обсуждали и делали выводы о нем самом и о его учении еще до личного с ним встречи. В Рим апостол стремился. Там был центр империи. В Риме о нем знали, но знание это было не совсем верным. Вокруг его имени и его учения было немало кривотолков, далеко не все хотели понять его правильно. Особое же место занимала дискуссия о соотношении веры во Христа и закона Моисея. Именно поэтому апостол Павел пишет в Рим свои знаменитые слова, которые мы только что услышали: «мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Можно сказать, что все послание апостола Павла к Римлянам посвящено разъяснению этой мысли. Конечно, он сильно рисковал, ведь закон Моисея — это основа основ. Это то, ради чего многие иудеи без колебаний шли на смерть. Слова апостола звучат как вызов. Любопытно, что они до сих пор не утратили своей актуальности и до сих пор провозглашение этих слов весьма неприятно очень многим людям. И речь идет вовсе не об иудеях, а о христианах. Закон, исполнение формальных религиозно-обрядовых предписаний, устоявшийся язык богослужения и проповеди — это то, что ни в коем случае нельзя трогать, это то, о чем позволительно говорить лишь в положительном ключе. Тот, кто рискнет немного выйти за рамки, неизбежно навлечет на себя шквал негативных эмоций и прямых оскорблений. Примеров такого рода очень много. Любой интересующийся может сам их найти и изучить: для этого достаточно поискового запроса о богослужебном языке Русской Церкви. Конечно, апостол Павел имел в виду совершенно определенные обрядовые действия, те, которые давно неактуальны в христианской среде: обрезание, почитание субботы и новомесячия, то есть празднование начало нового месяца по лунном календарю. Но вера выше и превосходнее любого культового действия и ритуального предписания. О том же самом, но с другой стороны, писал и апостол Иаков: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вера — источник добрых дел, добрые дела только тогда имеют смысл, когда в их основе лежит вера. Это самый главный вопрос: что стоит за тем или иным нашим благим действием? Услаждение от собственной праведности или, все же, вера во Христа Иисуса Господа нашего?
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема