Послание к Римлянам святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

Рим., 82 зач., II, 14-29.

14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.

26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Слушая этот текст апостола, так и хочется заменить слово «иудей» на «верующего», а «язычника» на «безбожника». Ох как всё заиграло сразу яркими, сочными красками! Не в бровь, а в глаз! И правда ведь: разве не потому и сегодня имя Божие поносится — из-за того, что мы, верующие, пафосно декларируем одно, а на деле поступаем совсем иначе? И люди внешние, видя эту двойственность, разводят в изумлении руками и говорят: послушайте, ну вы как-то определитесь — на чьей вы стороне на самом деле?

Откуда в нас появляется эта двойственность? Мне кажется, причина здесь вот какая: это страх знакомства с самим собой настоящим. Ведь у каждого из нас есть некое представление, определённый образ самого себя, сложившийся в голове. Именно отсюда этот крик: нет, я не мог так поступить, нет, это бесовское наваждение, нет, меня словно подменили! Хотя объективно — да, это был мой поступок. Мои руки, мои ноги, мой язык, мой мозг мастерски обслужили очень нехорошее дело. Моему «Я» становится невыносимо от мысли, что Я — плохой, очень плохой, плохой не случайно, а закономерно. Но всё это только прелюдия, артподготовка к самому страшному
—  атомному взрыву в душе: раз я плохой, то меня невозможно любить! Как только сознание соглашается с этой мыслью — душа разрывается в клочья.

Христианство — это религия предельного напряжения, острейшего кризиса самопознания человека. Христос входит в жизнь человека Светом, которому никакая самая тьмущая тьма не страшна. И когда внутри появляется хотя бы небольшой отблеск этого Света, приходит очевидность: Бог нас любит не за то, что мы хорошие, и не вопреки тому, что мы плохие. Он любит нас только потому, что мы — есть, и мы — Его дети. В каждого из нас Он вложил часть Себя Самого, как семя, задаток, но который может развиться только через наше участие.

И здесь есть один момент. Любой огородник знает: у каждого семени свои условия для прорастания. Одни надо поглубже закопать, другие, напротив, оставить на поверхности. Третьи необходимо проморозить покрепче, а четвертые ошпарить кипятком. Чем тщательнее следовать специфике каждого растения тем лучший результат будет. Но ведь и душа каждого из нас уникальна. И только Бог, Великий Садовник, точно знает, что именно подходит конкретно моей душе, чтобы она раскрылась во всей красе. Значит, выход из «двойственности» очень простой: поменьше надумывать себе, как «всё должно быть», и побольше следовать воле Того, Кто нас знает с первых мгновений жизни!

Другие программы
Мудрость святой Руси
Мудрость святой Руси
В программе представлены короткие высказывания русских праведников – мирян, священников, монахов или епископов – о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Сказания о Русской земле
Сказания о Русской земле
Александр Дмитриевич Нечволодов - русский генерал, историк и писатель, из под пера которого вышел фундаментальный труд по истории России «Сказания о Русской земле». Эта книга стала настольной в семье последнего российского императора Николая Второго. В данной программе звучат избранные главы книги Александра Дмитриевича.
Актуальная тема
Актуальная тема
Актуальными могут быть не только новости! Почему мы празднуем три новых года и возможен ли духовный подвиг в самой обычной очереди? Почему чудеса не приводят к вере, а честь – важнее денег? Каждый день мы выбираем самые насущные темы и приглашаем гостей рассуждать вместе с нами.
Апостольские чтения
Апостольские чтения
Апостольские послания и книга Деяний святых апостолов – это часть Нового Завета. В этих книгах содержится христианская мудрость, актуальная во все времена. В программа Апостольские чтения можно услышать толкование из новозаветного чтения, которое звучит в этот день в Православных храмах.

Также рекомендуем