
Апостол Павел
Рим., 104 зач., X, 11 — XI, 2.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одной из самых заметных особенностей Евангелия от Матфея является количество приведённых в нём цитат из Ветхого Завета. Причина обильного цитирования известна: апостол Матфей адресовал своё Евангелие израильтянам, которые прекрасно знали тексты Писания, а потому апостол активно использует Ветхий Завет для своего рассказа о Христе. Нечто подобное мы видим и в Послании апостола Павла к Римлянам: Павел часто и охотно добавляет в свой текст ветхозаветные цитаты, это указывает на то, что его основной целевой аудиторией в Послании к Римлянам были римские выходцы из Израиля. Нам стоит держать это обстоятельство в памяти, если мы хотим понять суть только что услышанного отрывка.
В нём апостол Павел говорит о распространении проповеди о Христе, причём говорит весьма категорично, он утверждает, что вера во Христа возможна только при условии предварительной передачи информации о Христе: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Вполне очевидно, что адресаты апостола в ответ на эту мысль могли бы сказать, что им не был проповедан Христос, Павел предвосхищает этот аргумент немного видоизменённой цитатой из 18-го псалма: «По всей земле прошёл голос их, и до пределов вселенной слова их». Сама по себе эта цитата ещё раз указывает на то, что апостол обращался к людям, прекрасно знающим Ветхий Завет, ведь собственно цитата кажется довольно расплывчатой и не имеющий прямого отношения к сути затронутой темы, тогда как для любого человека, знакомого с 18-м псалмом очевидно, что здесь речь идёт о проповеди славы Божией через видимое глазом творение. Павел своей цитатой расширяет прочтение псалма и уверяет, что весть о Христе ни от кого не сокрыта, от неё можно уклоняться лишь сознательно. Дальнейшие цитаты из Ветхого Завета здесь призваны подчеркнуть эту же мысль: Христос Сам выходит навстречу человеку, Он ни от кого не прячется, а если кто-то Его не знает и не замечает, то это вопрос сознательного выбора человека.
К глубокому сожалению апостола, многие его братья по крови выбрали путь отрицания Христовых Воплощения, Воскресения и Вознесения, это их выбор, но этот выбор, по мысли апостола, не отменяет особого отношения Бога к народу Израиля, Павел убеждён, что «не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал». Эту апостольскую мысль легко перенести на всё человечество в целом: Бог всегда остаётся верен Себе, Он «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение