
Апостол Павел
Рим., 87 зач., IV, 13-25.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении апостол Павел разъясняет своим читателям, что же это такое — загадочная «праведность по вере», которую он постоянно противопоставляет «праведности по закону». Конечно, нам сложно понять всю остроту этого противопоставления — но, если внимательнее всмотреться в проблему, её важность оказывается более чем актуальной.
«Праведность» и «правильность» — слова-синонимы. Но когда о человеке говорят, что он «такой весь из себя правильный» — это негативная оценка. И ключевое здесь слово — «из себя». В сознании такого человека есть чёткая система внутренних ориентиров, определяющих, что — должное, а что — недолжное. И единственный для него возможный путь жизни — однозначное следование «должному» и избегание всякого «недолжного».
Казалось бы, разве это не прекрасно? Да, но только при одном условии: если эта «правильность» не становится самодовлеющей ценностью. Для которой Бог — избыточен.
Вы никогда не встречали такие «идеальные пары», которым все вокруг завидуют белой завистью? Ну такие они правильные, и детки у них чудесные, и муж заботливый, и жена идеальная мамочка? Только почему-то подросшие дети моментально сбегают из этого, казалось бы, идеального семейного счастья и пускаются во все тяжкие. Почему? Да потому что членов семьи обманывать постоянно невозможно — и если «правильность» есть, а вот любви — нет, то и результат будет предсказуем.
А ведь сколько людей смотрят на такие семьи и думают: ну вот, у нас-то — всё шиворот-навыворот. Каждому из семьи можно предъявить огромный список претензий — так что лучше бы и не начинать... Но при всём этом — какими-то удивительными, невидимыми связями семья держится, при том, что её «стабильной» и «непроблемной» уж никак не назовёшь! Но, оказывается, на какой-то глубине есть что-то сильнее семейных размолвок, обид, разочарований, неудовольствий — причем это «что-то» настолько сильное, что словно таинственным светом из своей глубины подсвечивает проблемы — и они прекращают быть критическими. Это «что-то» и называется любовь.
«Праведность по вере», о которой и говорит сегодня апостол, это и есть настолько искренние, наполненные доверием и любовью, отношения с Богом, при которых любая кривизна, ошибочность, несовершенство в человеческих добродетелях становится вторичной. «Праведность по вере» — это отказ от права «лепить себя самого по своему образу и подобию» и полная преданность себя в руки Бога как твоего Мастера и Художника — даже тогда, когда Ему почему-то хочется вылепить из тебя самый обычный горшок — а не изысканную цветочную вазу!...
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О подвиге священномученика Маркиана, епископа Сиракузского

Сегодня 12 ноября. День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Удивительный святитель Божий, относящийся по времени своей жизни к ученикам апостолов. Но прежде своего призвания к апостольскому служению епископ Маркиан был учеником того самого Симона Волхва, который был впечатлён чудесами апостола Петра и пытался купить благодать Божию.
Отстав от Симона, Маркиан становится учеником святого апостола Петра. И именно апостол Пётр посылает Маркиана на Сицилию, в Сиракузы, где тот проповедует Христово Евангелие.
Говоря о первохристианской проповеди и о служении учеников апостолов, то есть мужей апостольских, мы можем отметить одно: эти люди, подобно апостолам, несли пламя веры, которое было свойственно ученикам Христовым. И это пламя разожгло окончательно в людях свет веры во Христа Иисуса.
И человечество благодаря проповеди апостола Петра и святителя Маркиана навсегда станет другим. Цивилизация изменится, люди станут христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема







