Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться

Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В преддверии начала Великого поста в православных храмах за богослужением читается отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который задаёт очень важную тональность для наступающего поста. Давайте послушаем.

Глава 13.

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;

14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Глава 14.

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Римлянам — своего рода «маршрутная карта» для каждого постящегося, обозначающая как направление движения, так и чётко указывающая на опасности и угрозы.

Цель обозначена призывом «облечься в Господа нашего Иисуса Христа». В этом — смысл поста: не в самом по себе причинении страдания организму, особых трудах и подвигах — но в «облечении» — то есть буквально «войти внутрь», «погрузиться во что-либо» — именно это обозначает использованный глагол ἐνδύω — а в переносном смысле — «надеть на себя», «облечься в одежду».

Каждый из нас «заполнен» самим собой, порой настолько, что даже избыточно — о таком человеке иногда говорят, что его «слишком много». Пост помогает в определённой мере «подсушить» своё эго, уменьшить его распространённость — чтобы таким образом высвободить пространство, место для Христа.

Это — первая задача. Вторая находится рядом, но непосредственно связана с предыдущей — отучить себя от сопоставления, сравнивания себя с другими людьми. И здесь же — предупреждение: как только ты начинаешь сравнивать себя, велико-постящегося, со слабо-постящимся или вообще не постящимся, твой пост... «обнуляется», обессмысливается. Потому что вместо того, чтобы высвобождать место для Христа, ты ещё плотнее заполняешь его превозношением и осуждением. Что тебе может сказать Бог, если ты и так уже всё решил, всё определил — и всех «разложил по полочкам» своего рассудка — то есть осудил?

Самим фактом вынесения своего приговора — причём неважно, осуждающего или, напротив, оправдывающего и даже восхваляющего — ты становишься на место Самого Господа Бога, как бы «присваивая» себе власть над конкретным человеком. Апостол очень жёстко говорит об этом: да кто ты вообще такой, чтобы даже размышлять о чужом рабе? Он — не твой, а — Божий, вот Бог Сам с ним и разберётся — не лезь, не твоего ума дело!

И, наконец, третья задача — научиться отличать реальные потребности от «хотелок». Давайте послушаем, как святитель Феофан Затворник проводит это различение: «Потребностей телесных: есть, пить, спать, одеваться, иметь кров, давать отдых — нельзя не удовлетворять; но это удовлетворение просто и несложно и не требует больших забот, когда кто держится естественного порядка. Когда же кто выступает из этого порядка, тогда столько у него рождается потреб плоти, что уж и сил и имения недостаёт у него к удовлетворению их; день и ночь трудится, и всё мало, — и тянет он ярмо, как подъяремное животное. ... Но у христиан не должно иметь места такое рабство похотям плоти. Похоти плоти имеют тиранскую власть там, где дух заглушён. ... Ибо похотения плоти суть последний предел ниспадения человека; почему и поднимание его или восстание неизбежно начинается с отвержения их».

Вот какие прекрасные задачи поставил сегодня перед нами апостол в преддверии Великого Поста: высвободиться от тирании эгоизма, застрявшего в нас через «хотелки», избавиться от похоти плоти; научиться смотреть только ввысь, в Небеса — а не по сторонам, и принимать окружающих не через призму самодовольного осуждения — а такими, какие они есть. Помоги же нам, Господи, трудами поста хотя бы немного выполнить эти замечательные задачи!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем