
Сегодня 28 сентября. День памяти святителя Иосифа, епископа Алавердского, жившего в шестом веке.
О почитании святого — священник Стахий Колотвин.
В России все хорошо знают и почитают, и любят, и крестят девочек с именем равноапостольной Нины. Вот она Грузию крестила, просветила. Тем не менее, проходит 200 лет, а под гнётом завоевателей персов — уклонение в язычество, и даже люди крещёные ничего не знают о вере.
Поэтому второе просвещение Грузии — это 13 ассирийских отцов, монахов, которые пришли и поселились сначала в одном месте, а потом в разных уголках Грузии для того, чтобы проповедовать веру Христову, прежде всего, примером своей праведной жизни.
Из 13 ассирийских отцов более всего известен у нас преподобный Давид Гареджийский, но и он просто игумен монастыря. А вот сегодня мы празднуем память епископа Иосифа Алавердского, который был избран не просто для проповеди Христа, но и для руководства Церковью в Восточной Грузии, в Кахетии.
Его мощи покоятся в великолепном соборе Алаверды, который ещё буквально 20 лет назад, на протяжении тысячи лет, был самым высоким строением в Грузии. Этот собор напоминает нам о величии подвига святого.
Был там с паломниками первый раз ещё шесть лет назад, и когда спустя несколько лет мы снова проезжали рядом и ехали в другой монастырь, то, конечно, мы не могли не остановиться, потому что это величие собора над виноградниками напоминает нам, каким был великий святой угодник Божий.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 сентября. О подлинной жизни во Христе

В 6-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы».
О подлинной жизни во Христе — священник Родион Петриков.
Как нам понять эти удивительные слова апостола Павла? Преподобный Ефрем Сирин даёт ключ к пониманию, раскрывает парадокс христианской жизни. В глазах окружающего мира, который стремится к славе, к успеху, верующий человек часто кажется неизвестным. Его истинная ценность, его внутренний мир скрыты от внешнего наблюдения, а иногда его и вовсе почитают умершим, когда он терпит гонения, насмешки или просто выбирает путь смирения и отказывается от эгоистичных амбиций.
Однако именно в этой кажущейся слабости и открывается сила Божия. Мир узнаёт таких людей не по титулам, должностям или богатству, а по делам любви, по миру в сердце, по стойкости в испытаниях. Их жизнь сокрыта во Христе, а потому она подлинно жива и подлинно наполнена.
Эти слова — огромное утешение для каждого из нас. Когда чувствуешь себя незамеченным, непонятым или уставшим, помни: твоя настоящая жизнь и главная награда — не в признании мира, а в Господе. И именно это делает нас по-настоящему и действительно живыми.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 сентября. О грехах человека

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак».
О грехах человека — игумен Лука (Степанов).
Речь апостола о том, что раб Христов не может быть рабом греха. Оправдание бесценной кровью Христа Спасителя не может служить для человека оправданием его пребывания в страстях, которые были ему присущи прежде крещения и прежде его христианской жизни.
Апостол указывает на иной дух жизни христианина, и без этого иного духа, без духа Богосыновства, взывающего «Авва, Отче» к своему Создателю и Спасителю, не может быть христианина. Ведь многие, приняв святое крещение и оказавшись в составе христианского общества, тем не менее, не изжили свои навыки к сквернословию, к вражде, к похотям века сего.
И, на таковых взирая, апостол указывает, что зря они надеются на то, что нынешнее звание христианина само по себе поставляет их в число праведников или благонадежных для Небесного Царствия. Неоднократно и в иных местах своих посланий апостол Павел исчисляет: «И пьяницы, и прелюбодеи, и воры Царствия Небесного не наследуют», несмотря на то, что называют себя христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует ли какая-то молитва или какое-то церковное правило, которое быстрее всего может приблизить нас к Богу и наполнить нашу душу Его благодатью? Может быть это какой-то обряд или ритуал, о котором мы ещё не слышали и не знаем? Прямой ответ на этот вопрос находим в том отрывке из послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо вспомнить ту конкретную историческую ситуацию, в которой оказалась христианская Церковь во времена апостола Павла. Её первые участники были неоднородны по своей национальности. Кто-то, как апостолы, были по происхождению евреями, кто-то принадлежал к одному из тех народов, которые входили в состав Римской империи. Первые по своей вере в прошлом были иудеями. Вторые до принятия Евангелия были язычниками.
Обратившиеся в христианство из иудаизма по инерции продолжали думать, что всякий ученик Христа должен продолжать соблюдать закон Моисеев. Принимать обрезание, соблюдать субботу, не употреблять в пищу мясо нечистых животных, совершать ритуальные омовения. Если человек не делает этого, то он оскверняет себя и его христианство под большим вопросом. Вряд ли Бог спасает его. А потому таких следует сторониться. Они не подлинные христиане. Они нарушители закона и грешники. Не потому, что они нарушили нравственные принципы или вели аморальный образ жизни. А потому что они не соблюдали иудейский ритуал. Такой образ мысли грозил молодой Церкви расколом, а тем, кто его проповедовал, искажениями в духовной жизни. По этому поводу и написаны прозвучавшие сегодня слова апостола Павла.
По его словам, «делами закона не оправдается никакая плоть». На собственном опыте апостол убедился в том, что, если человек думает, что его спасёт тщательное исполнение ритуальных предписаний, он неизбежно окажется в очень мрачном духовном тупике. В своё время сам, будучи фарисеем, Павел пытался дотошно исполнить весь закон. Однако эти попытки не принесли ему душевного мира, который он пытался с помощью закона найти. Долгое время Павел страдал от ожесточения сердца и отчуждения. Был нетерпим к людям, вплоть до того, что преследовал инакомыслящих и предавал их смерти. Поэтому и говорит он сегодня, что спасает не закон, а благодать. А она даётся человеку лишь тогда, когда он начинает во всех своих делах полагаться на Бога. То есть идёт тем путём, которым прошёл Сам Господь. Это путь любви, милости и прощения. Это путь служения людям.
Стараться исполнять букву церковного устава — это безусловно важная вещь. Однако во главу угла своей религиозной жизни, по совету апостола, мы должны ставить другое. Как своим современникам, так и всем нам, он напоминает, что на первом месте должно быть исполнение именно нравственных заповедей Евангелия. Все наши силы должны уходить на то, чтобы ради Христа служить тем, кто рядом с нами. Стараться быть полезным своим ближним. Как друзьям, так и недругам. Это требует терпения, внутренней работы и мужества. Ведь нередко приходится совершать поступки, которым противится наш эгоизм. Переступать через свой страх и ложный стыд. Открываться и пытаться быть искренними там, где мы не привыкли. Быть честным перед самим собой. Видеть, какие мотивы управляют нашими мыслями, словами и действиями. Порой отказываться от того, к чему привык и чего очень хочется. Принимать тех людей, от которых раньше хотели скрыться. И почаще задавать себе вопрос, а чего хочет Бог, как бы Он поступил на моём месте в этой конкретной ситуации. Павел сравнивает движение по этому пути с распятием и медленной смертью. Ведь наше больное самолюбие будет неизбежно страдать. Однако лишь в ответ на эти усилия в нашем сердце оживает источник благодати и рождается живая вера. Или, как говорит сегодня сам апостол, мы начинаем жить для Бога, а внутри нас поселяется Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов