В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого) от 3 августа 1952 года о значении и смыслах чудес в жизни христианина.
Отец Анатолий размышлял, может ли чудо стать основанием веры, почему чудеса могут происходить по маловерию человека, что можно ответить человеку, который сомневается в чудесах и пытается научно объяснить их природу, а также почему главное чудо в нашей жизни — это общение с Богом.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, здравствуйте, дорогие наши слушатели! Меня зовут Кира Лаврентьева. И сегодня мы вместе со священником Анатолием Главацким будем читать проповедь святителя Луки от 3 августа 1952 года о чудесах. Эта проповедь включена в разные сборники, поэтому мы намеренно не называем название какой-либо из книг. Она представлена в интернете в свободном доступе и довольно распространена, как и другие проповеди святителя Луки, которые всё чаще и чаще сейчас публикуются разными издательствами. Здравствуйте, отец Анатолий.
о. Анатолий
— Добрый вечер.
К. Лаврентьева
— Давайте приступим к цитатам.
о. Анатолий
— Сегодня мы слышали в Евангельском чтении об одном из величайших чудес, сотворенных Господом и Богом нашим Иисусом Христом — о насыщении пятью хлебами и двумя рыбами множества, множества народа: пяти тысяч одних только мужчин, не считая женщин и детей.
Знаете вы о бесчисленных чудесах, которые сотворил Господь наш Иисус Христос: знаете о хождении по водам Генисаретского озера, о укрощении бури словом Его на этом озере, знаете о воскрешении мертвых, о возвращении зрения несчастным слепым и о многих других чудесах".
К. Лаврентьева
Но не один Господь Иисус Христос творил чудеса, творили их и очень многие святые. И в особенности в необыкновенном множестве и с необыкновенной силой творил чудеса святой пророк Илия, память которого праздновали мы только вчерашний день.
Почему, зачем нужны были чудеса и в земной деятельности Господа Иисуса и в жизни святых его?
А чудеса занимали чрезвычайно большое место в деятельности Господа Иисуса Христа.
Наше спасение Он совершил прежде всего и больше всего крестом Своим честным, но в огромной мере также учением Своим. Учением, какого никогда не слыхал мир, учением, подобно которому никогда, никогда не было в мире«.
К. Лаврентьева
— Задачка у нас сегодня с вами, отче, — обсуждать чудеса, комментировать проповедь святителя Луки, что, конечно, непросто, потому что в случае святителя комментировать — только портить.
о. Анатолий
— Я думаю, что здесь мы будем, наверное, размышлять о тех необыкновенных событиях, которые происходят в жизни каждого человека. Уверен, каждый человек может рассказать о необыкновенных событиях, которые в его жизни иногда происходят. Они могут быть связаны с духовной жизнью, когда человек действительно раскаивается в каких-то событиях, о которых он сожалеет, раскаивается в своём выборе, который он совершил в тот или иной исторический момент. Но человек может рассказать и о необыкновенных явлениях, через которые Бог приводит к себе. Я думаю, что сегодня владыка нас призывает оценить те великие события, которые Отец наш Небесный посылает в нашей жизни.
К. Лаврентьева
— Да, это действительно так. Давайте продолжим читать и уже тогда будет более понятно, что святитель хочет нам сказать в этой проповеди.
«А чудеса Христовы нужны были затем и потому, что с огромной силой они утверждали и подтверждали всё то, что исходило из пречистых уст Спасителя.
Чудеса производили огромное, неотразимое влияние на свидетелей их, и ради чудес Христовых, ради чудес святых апостолов, которые тоже были очень многочисленными, люди сотнями и тысячами обращались ко Христу».
К. Лаврентьева
— Но тут момент, отец Анатолий: может ли чудо стать основанием веры?
о. Анатолий
— Отправной точкой, да, вполне возможно, оно может действительно повернуть жизнь человека на 180 градусов. Я думаю, что ради этого Господь и совершал чудеса — то, о чём нам сегодня предлагает задуматься святитель. Часто человек идёт в какую-то точку, ему кажется, что эта точка верная, а Господь в какой-то момент появляется в его жизни и говорит: «Слушай, это не туда». И вера — это как раз способность прислушаться к тому, что Господь тебе говорит, когда человек открыт воле Божьей, ведь мы же в молитве «Отче наш» говорим: «Да будет воля «Твоя». В этом и особенность верующего человека, этим и отличается человек верующий от неверующего — доверием Отцу Небесному в том, что происходит в его жизни, что он согласен, что это лучший сценарий, который мог бы быть.
К. Лаврентьева
— Ну да, но мы же понимаем, что невозможно относиться потребительски к вере, невозможно относиться потребительски к Богу: дай мне чудо, дай, дай, дай, дай! То есть без конца вот это ожидание чудес, хотя, с другой стороны, чудо — это наша жизнь, на самом деле.
о. Анатолий
— Я думаю, что сегодня очень важно понять, что мы подразумеваем под чудом. Под чудом можно подразумевать, когда Господь исцелил больного человека, вот у него была какая-то смертельная болезнь, а через Таинства церковные, будь то Причастие, Исповедь, Соборование, произошли изменения физиологические в жизни человека. И не только такие события считаются чудесами, но и когда у человека бывает какой-то жизненный тупик, он не знает, куда ему идти, он потерял себя, и он обращается к Богу в молитве, чтобы Бог направил его движение в нужном направлении. Я думаю, что это тоже можно считать чудом, когда у человека проясняется направление его движения, куда ему нужно идти. И здесь вот это понимание чуда очень важно для нас, что это не только какие-то события, которые связаны с чем-то глобальным, с какими-то физиологическими явлениями, проявлениями — например, исцеление слепорожденного: человек был слепым и начал видеть; не только потому, что у человека была какая-то болезнь страшная и ее теперь нет, но и то, что Господь дает нам силы, исцеление от какой-то обычной нашей простуды, потому что нам нужно помогать нашим детям, они в нас нуждаются, у нас есть какие-то обязанности, и Господь подает нам силы для преодоления. Даже вот этот момент, когда мы понимаем, что вот у нас не было сил, но каким-то сверхъестественным образом Господь даровал нам эту возможность решить тот или иной вопрос, прояснил, как нам быть в той или иной жизненной ситуации. Ведь сколько таких жизненных ситуаций, когда у людей просто тупик, они не знают, что делать, и это же тоже можем классифицировать как чудо. Человеку стало ясно, он понял, куда ему нужно идти. И это очень важное состояние верующего человека — не того, который только обратился к Богу, а того, который уже долгое время находится в вере. Чего от нас ожидает Господь? Того, что мы будем активны в нашей духовной жизни, а не пассивны, ожидая, что Бог за нас будет всё делать, то есть мы помолимся, и Бог за нас всё сделает, а я буду только в храм ходить и буду молиться, а Бог всё за меня решит. Нет, Бог как раз и ждёт от нас активной такой позиции, где человек будет действовать, а Бог ему будет подсказывать, что нужно сейчас делать, вот это прояснение, с одной стороны. А с другой стороны, когда человек ощущает помощь Божью, которая выражается в некоей силе, способности делать какое-то доброе дело, помочь просто человеку, это является очень важным состоянием верующего человека и осознание им взаимодействия, когда чудесным образом Бог помогает ему и посылает нужных людей для того, чтобы воплотить какой-то замысел, какой-то проект для того, чтобы помочь другим людям, например. Вот проект Радио ВЕРА, через него одни люди находят других, чем помогают вообще третьим людям — это не чудо? Да такое же чудо. Чудесным образом человек, который был никому не нужен, получает поддержку, его находят другие люди — это же тоже чудо. Поэтому я думаю, что сегодня, рассуждая о чудесах, мы должны понимать, что есть чудеса не только какие-то глобальные, когда быстро прекратилась болезнь, но даже и то, что мы узнали о ком-то и смогли этому человеку помочь, поддержать, это же тоже чудо. В какой-то сложный жизненный момент, когда у человека жизнь шла под откос, его кто-то выслушал, он ощутил, что он кому-то нужен, что другие люди не безразличны к его судьбе, к его жизни. Я думаю, что это тоже мы можем назвать чудом.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, и сегодня мы вместе со священником Анатолием Главацким читаем проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о чудесах. Проповедь эту он сказал 3 августа 1952 года; скорее всего, мы думаем, это было в Симферополе, и обсуждаем мысли святителя Луки, продолжаем читать.
«Вспомним о святых мучениках, о которых знаем из их житий, житий несомненных, ибо до нас дошли так называемые мартирологи их. Когда их судили, когда предавали страшным мучениям и казни, всё, что говорилось на суде, всё, что происходило, записывалось писцом, и эти протокольные записи, называемые мартирологами святых, в большом количестве дошли до нас.
Нельзя, следовательно, подозревать, будто что-либо было привнесено самими христианами, будто христиане выдумали чудеса, творившиеся при страданиях и смерти мучеников, ибо это записано, записано римскими писцами и не подлежит никакому сомнению».
о. Анатолий
— Вот сегодня владыка нам говорит о тех чудесах, которые происходили как некие свидетельства при мучениях святых. И он показывает, что Господь, уже после Своего Воскресения и Вознесения на небеса, также не оставляет Своих верных святых, которые являются такими свидетельствами живой и искренней веры, для утверждения святых. Вспомним, допустим, сорок мучеников, когда один отказался, а остальные остались верными. И неверующий, увидев, что венец готов уже, то есть Господь ждёт, и он, будучи некрещёным, пошёл и получил этот венец правды. Господь призывает каждого, Он любит всякого человека, который искренен и открыт к жизни с Богом. Вот это очень важный момент, потому что очень часто у нас люди думают, что важно соблюсти какие-то правила, вот эти галочки на совести поставить: я в храм сходил, записочку подал, свечечку поставил — всё, теперь буду сидеть и ждать чуда. А оказывается, Бог ждёт открытости, некоего взаимодействия и даже иногда действий от человека. И когда человек сидит и ждёт, Господь говорит: «А когда ты действовать-то начнёшь? Я от тебя жду совершенно другого». Нужно понимать, что Бог помогает на первых порах, может, что-то и за нас тоже в какой-то период делает, но путь взросления духовного заключается в том, что человек будет отвечать за то, что происходит в зоне его ответственности: на приходе, дома, неважно где. Мы же не ждём после молитвы, что посуда сама помоется — мы же понимаем, что это наша зона ответственности; мы помолились, но не ждём, что еда сама приготовится — есть некие дела, которые мы сами можем совершать. А Бог, в силу нашего взросления духовного и роста, ждёт, что мы будем делать, и святые были такие делателями, и мученики, вот «мартир», есть такое греческое слово, оно обозначает слово «свидетель», свидетель чего? Вот этой жизни с Богом, и они активную занимали позицию в жизни. А мы очень часто как раз думаем, что чудеса связаны с нашей такой пассивной позицией: нужно посидеть, подождать, когда там Бог за меня всё сделает — ой, как хорошо было бы. У нас будет целый вагон и маленькая тележка таких вот желаний, записочек разных, что нам нужно сделать. (смеются)
К. Лаврентьева
— Ну да, это как раз и есть такое потребительское отношение.
о. Анатолий
— Да, и здесь владыка очень интересную такую мысль ведёт о нашем духовном взрослении, и само понимание чуда должно быть правильным.
К. Лаврентьева
— Ну да, потому что без чудес совсем мы не можем. Мы очень слабы, и вера наша, конечно, нуждается в таком подкреплении, поддержке. Мы сразу понимаем, что Господь видит наши немощи, наше состояние, наши мысли, наши трудности.
о. Анатолий
— Интересно, что литургическая наша практика святоотеческая говорит о том, что очень часто чудеса могут твориться по маловерию нашему. И здесь вот это понимание чуда тоже должно быть таким вот аккуратным, того, чего мы ожидаем, то есть какой внутренний запрос, потребность у человека для того, чтобы это чудо произошло. Здесь Господь настолько глубоко смотрит в сердце человека, как бы спрашивая: «А для чего тебе это нужно?» Вот с чудесами нужно быть аккуратнее, когда человек выпрашивает, чтобы не было по-моему, потому что, читая молитву «Отче наш», мы говорим: «Да будет воля Твоя», то есть мы должны вот этот стержень внутренний сохранять и не терять. Ещё одна интересная мысль, возможно, для наших радиослушателей сегодня, что Господь творит чудеса для чего? Чтобы нас подбодрить. Вот у нас стало что-то получаться, и мы должны понимать, что это относится к периоду, когда мы только пришли в храм, когда мы только воцерковляемся, как у деток маленьких, но так не будет всегда. Когда мы что-то правильно сделали, и Господь нам даёт такое вот подтверждение — чудо, какое-то событие, и ты видишь, что на правильном пути. Он как бы укрепляет нас, но Он ждёт, что мы укрепимся уже в вере через три, пять или десять лет, и уже дальше не будет такой потребности в том, что чудеса должны быть постоянно. Вот прочитал молитву целителю Пантелеимону — и всё, человек должен тут же выздороветь.
К. Лаврентьева
— Хотя и так бывает, отче.
о. Анатолий
— И так бывает, но не всегда, а почему? Господь показывает, что мы уже зрелые духовно и должны размышлять, для чего нам это даётся. То есть мы должны просить о вразумлении, о мудрости Божией: для чего с любовью Господь это нам посылает? Господь ждёт от нас через эти чудеса некоего взросления, развития.
К. Лаврентьева
— Помните, Господь в Евангелии спрашивает перед исцелением человека: «Хочешь ли быть здоров?» Ну, понятное дело, что хочет. Но Он же спрашивает: понесёшь ли ты ответственность за своё выздоровление? Не вернёшься ли ты каким-то деструктивным путям, к прежней жизни. Если ты здоров, то ты жить должен как здоровый, ты и дух свой должен оздоравливать. Это совершенно уже другая мера ответственности. Понятно, что болезнь — тяжелейший крест, но, видимо, к выздоровлению, к исцелению, к чуду тоже надо быть готовым.
о. Анатолий
— И здесь правильно ты подметила такую тонкую мысль: когда Бог творит чудо для человека, он действительно должен быть ответственным, должен относиться с благоговением к этому дару, которое называется здоровье.
К. Лаврентьева
— Грубо говоря, по барам не ходить после этого, в честь того, что ты выздоровел.
Г. Елисеев
— Да, то евангельское повествование, которое ты вспомнила, как раз этими словами и заканчивается: «Иди и не твори прежнего, чтобы не случилось ничего худшего». Здесь такое напоминание Спасителя о нашей ответственности за то, что происходит в жизни, потому что очень часто есть такой момент, когда люди жили-жили в рамках определенного образа жизни, случились какие-то у них сложности, они начинают просить, молиться, как-то изменяют свою жизнь, а потом, когда всё налаживается, они возвращаются к той прежней жизни. А та прежняя жизнь и привела как раз к такому результату, но люди этого не понимают, что как раз здесь нужно изменить такой вот подход. Спасибо, Кира, за такую интересную мысль о чуде, как о моменте ответственности нашей перед Богом, когда Бог нам дает эту возможность — начать новый этап в жизни, мы его должны начать, потому что Он верит и надеется, что мы действительно будем жить по-другому.
К. Лаврентьева
«Господь Бог многих мучеников хранил чудесным образом. Когда их ввергали в разожженную докрасна печь, они там не сгорали, пламя вдруг расступалось и не касалось их. Бывало и так, что пламя вырывалось могучей струей и обжигало палачей. Когда отдавали святых мучеников на растерзание зверям, диким и голодным, звери не трогали их, ложились у ног их и лизали их.
Эти дивные чудеса — я рассказал лишь о немногих — обращали десятки и сотни язычников, зрителей чудес, к вере во Христа. Сами мучители, правители римские, иногда опускали руки, объявляли себя христианами и становились тоже мучениками. Так велико, так огромно действие чудес».
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, я от многих людей православных сейчас слышу, что вот это описание мучений первых христиан, оно какое-то прямо совсем сверхъестественное, что у новомучеников и исповедников Российских, например, в XX веке таких чудес уже не было, то есть пламя не расступалось, обжигало в полную меру, никаких сверхзаконов чудесных не происходило, законы физики соблюдались по полной программе при казнях и пытках. Вот почему так, отец Анатолий? Первые христианские жития, конечно, кардинально отличаются от житий новомучеников и исповедников Российских
о. Анатолий
— Когда мы читаем Евангелие, некоторые чудеса нам тоже кажутся необыкновенными, и чудеса, которые творили апостолы. Помнишь, апостол Иоанн даёт зрение слепорожденному у храма Иерусалимского. И эти же чудеса тоже были необыкновенными в те времена, потому что мученики были очень открыты и их образ жизни был совершенно другим, не таким, как был в XX веке. В книге Деяний мы находим очень интересные обычаи первых христиан. Они жили обособленно и всё, что имели, они продавали и отдавали на общину, все деньги. Я думаю, что у жизни, которая была там — вот это доверие, открытость Богу — был совершенно другой уровень. У преподобного Паисия Святогорца есть такой интересный момент: он описывает, что застал ещё старцев, которые творили такие чудеса на горе Афон, которые он, их современник, уже не мог делать. Казалось бы, всего лишь сто лет прошло, но он говорит, что мера доверия Богу этих старцев была совершенно другой.
К. Лаврентьева
— Но мы не можем сказать, что у новомучеников и исповедников не было меры доверия Богу нужной.
о. Анатолий
— Но мы можем сказать, что, возможно, некоторые свидетельства чудесные были скрыты сознательно. Допустим, в советское время никто не говорил, что температура тела преподобного Александра Свирского — 36,6, у Иова Почаевского тоже температура тела — 36,6. Многие факты просто сознательно замалчивали, как и нетление мощей, их старались просто изъять, а когда по тем или иным причинам какие-то части сохранились неполноценно, то говорили: «Вот, видите, никаких мощей тут не существует!» для того, чтобы делалась сознательная подборка каких-то таких «фактов», чтобы опорочить Церковь и опорочить веру. Помнишь, книгу «Отец Арсений», там тоже есть описание, где его закрыли на ночь в карцере, а утром пришли, думали, что он уже замерз, там такие чудеса реальные произошли. Я думаю, что в те времена в Римской империи язычники, которые были такими прагматистами юридическими, всё конспектировали: вот как есть, так и есть. А в советский период всё-таки была идеология, и многие вещи, скорее всего, могли сознательно умалчиваться, как чудеса.
К. Лаврентьева
— Интересная, кстати, мысль.
о. Анатолий
— И можно предположить, что те люди, которые были святителями, в устной форме своим это передавали. И возвращаясь к книге «Отец Арсений», как к некоему примеру XX века, потом к нему люди приходили, как и к блаженной Матроне, то есть люди знали о них, из уст в уста передавали. Отец Матфей (Мормыль) — регент хора Троице-Сергиевой лавры (недавно был день его кончины), помню, рассказывал очень интересный момент на лекции. Мы как раз этот вопрос обсуждали о чудесах, и он говорит, что был такой случай, когда в 70-е годы одна женщина приезжала в Троице-Сергиеву лавру, там свечечки пойдет поставить, но ничего необычного. И как-то разговорились они с отцом Матфеем, он ее спрашивает: «А кем вы работаете?» Она как-то так сначала уклончиво, а потом ответила, что она уборщица в Кремле, и Леонид Ильич лично ей давал деньги периодически, когда знал, что она едет в Лавру, чтобы она за него поставила свечки. Вот такие интересные моменты передавались из уст в уста, и никто о них в книгах, естественно, не писал, потому что была идеология: партия — одна, линия — одна, на тот момент. И я думаю, что чудеса, конечно, были в XX веке, просто они не описаны.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева, и сегодня у нас в студии священник Анатолий Главацкий. Мы читаем проповедь святителя Луки о чудесах, проповедь сказана 3 августа 1952 года, опубликована в разных изданиях, в разных книгах, представлена в открытом доступе в интернете, поэтому мы сегодня её обсуждаем, комментируем и продолжаем читать.
о. Анатолий
«А люди неверующие, люди даже по-своему верующие — протестанты и сектанты — не верят в чудеса, стараются изо всех сил объяснить чудеса естественными силами природы. Но эти их объяснения так безобразно натянуты, фальшивы, так никуда не годны, что опровергнуть чудес не могут.
Неверующие учёные оспаривают чудеса на том основании, что в мире действуют определённые законы, физические законы, и эти законы не могут быть изменены и нарушены. А чудеса — это нарушение, изменение законов, следовательно, чудес быть не может».
К. Лаврентьева
— Ну кому, как не святителю Луке — человеку, который является обладателем сталинской премии за какие-то новшества в области гнойной хирургии, за изобретение коронарной анестезии, не знать, что наука и религия в принципе не противоречат друг другу и, конечно, чудеса — это тоже часть нашей жизни естественной.
о. Анатолий
«Что скажем этим мудрецам мира сего? Чем можем обосновать нашу полную, безусловную веру в чудеса — чудеса не только Христа, но и чудеса великих святых?
Да, конечно, в мире действуют определённые физические законы, это и мы хорошо знаем. Но скажите, разве существует только мир физический, мир материальный? Разве не существует огромный, гораздо больший мир духовный, населённый бесплотными духами?
Так что же, разве в этом духовном мире не действуют определённые законы?
Если законы необходимы в мире физическом, неужели не необходимы они в мире духовном? Конечно, несомненно, в мире духовном должны быть свои законы, законы совсем не такие, как законы нашего тленного, временного мира — законы вечные, законы высшего порядка.
И в этом мире, конечно, существуют силу духовные, совершенно неведомые нам.
И эти законы проявлялись не раз перед глазами человечества, когда творил Господь Иисус Христос Свои чудеса, когда творили чудеса Его великие святые».
К. Лаврентьева
— Да, конечно, святитель Лука — великий мастер слова, слова публичного, как он филигранно переходит от чудес евангельских уже к людям, которые пытаются доказать, что чудес вообще нет, к атеистическому мировоззрению, к законам физики. То есть он, как врач, как научный человек, не может не затрагивать и светский взгляд на чудеса, и здесь, конечно, он опровергает совершенно блестяще этот светский взгляд и его несостоятельность.
о. Анатолий
— Конечно, для времён владыки некий интерес был к физическим законам, тем более это атеистическое время и такой технический прогресс, где люди действительно в те времена верили в то, что они реки смогут направить вспять. Но он говорит о том, что, помимо физических законов, есть духовные законы. И жизнь человека не определяется только какими-то материальными событиями, которые происходят в его жизни. Те, кто пытались не признавать, наверное, на тот момент в плане даже медицины, диагностировать те или иные опухоли, наверное, это было сложно. А уже в современной медицине, прошло 50 с лишним лет, и уже совершенно по-другому люди относятся к тому, что, допустим, была у кого-то опухоль, а потом он приходит ещё раз на УЗИ, ещё на какую-то диагностику — а её уже нет.
К. Лаврентьева
— Очень много таких случаев.
о. Анатолий
Да, на тот момент не было таких возможностей технических для того, чтобы взять и это противопоставить. И владыка как раз говорит уже как специалист в своей области о том, что, помимо материального мира, есть ещё и мир духовный, где происходят все те события, о которых мы уже говорили. У блаженного Феодорита есть такая очень интересная мысль: «Болезни — это слуги Божьи», когда болезни, которые в жизни человека происходят, сначала появляются, а потом исчезают — для чего? Для того, чтобы направить мысль человека в нужном направлении. И владыка здесь очень хорошо и интересно подмечает вот эту духовную связь того, что происходит в жизни материальной как некий результат жизни духовной, внутреннего мира человека.
К. Лаврентьева
— Да, отец Анатолий, это правда очень глубокая мысль. Вот за что мне это, за что мне это?" — любим мы повторять иногда, когда приходит в нашу жизнь какая-то трудность, скорбь или физическое испытание.
о. Анатолий
— Бог считает человека способным понять, для чего жизни это происходит. Это можно сравнить с домашним заданием, когда учитель кому-то даёт обычное задание, а кому-то даёт задание «со звёздочкой». Он говорит: «Ты можешь»" Ученик начинает ножками топать, ручками хлопать: «А почему никому не задали, только мне такое сложное?» Он говорит: «Я знаю, что ты можешь». И здесь бывает такой момент, когда в жизни происходят какие-то сложности, проблемы, и естественно, человеку кажется, что он не разберётся, не поймёт, почему это именно с ним, почему для него такое задание, у всех же вроде бы хорошо всё, такое лёгкое задание, сейчас они его там раз-два, и сделают. А Бог считает, как хороший учитель, что для духовного роста, если ты выполнишь это задание, то сможешь понять, на что ты способен. А человек свою планку духовную сам себе занижает, не хочет от себя требовать и не согласен с этим. Соответственно, не спрашивать Бога: «А почему? Вот у всех же вроде нормально, у всех же хорошо, я тоже хочу, как все, чтобы жить без больших проблем». А замысел Божий совершенно другой о каждом из нас, и владыка говорит, что мы потеряли вот эту цель своего движения, а Он нас туда направляет и использует разные способы для того, чтобы до нас достучаться.
К. Лаврентьева
— «Скажите, — продолжает святитель Лука, — когда преобразился Господь на горе Фаворской, разве не осиял Его тогда свет, никому неведомый на земле? Всё тело Его, одежды Его блистали тогда светом неизреченным, никогда прежде не блиставшим на земле.
А когда святой пророк Илия вступил в спор со жрецами Ваала о том, что Бог истинен, вызвал их на соревнование, предложил им построить жертвенник, заклать тельца и молиться своему Ваалу, чтобы ниспал огонь с неба и пожёг их жертву; а сам тоже соорудил жертвенник из больших камней, приготовил дрова, возложил на них тельца и повелел полить двенадцатью ведрами воды жертву и камни жертвенника так, что наполнился он водой, — тогда, после бесплодной молитвы жрецов Ваала, воззвал Илия к своему Богу — и ниспавший с неба огонь пожёг его жертву. Огонь этот сжёг не только жертву и дрова, он сжёг и все камни жертвенника, он уничтожил воду во рве.
Разве какой-нибудь земной огонь может сжечь камни? Нет никогда. Это был особый огонь, огонь небесный, огонь совсем особой силы и особого действия».
К. Лаврентьева
— Да, очень мощный пример святитель Лука приводит нам из Ветхого Завета. И действительно, не впервые в Ветхом Завете происходит некое соревнование между язычниками и служителями Живого Бога в пользу, конечно же, чудес Божьих. Мы видим это во время казней египетских, мы видим это во время вывода евреев из Египта, когда так или иначе жрецы и языческие какие-то служители постоянно посрамлялись и их волхвования, конечно, не вставали ни в какое сравнение с чудесами Живого Бога, и это очень страшно, и страшно даже это читать сейчас было, потому что действительно шутки плохи с такими чудесами.
о. Анатолий
— А для чего Господь творит это чудо с Илией?
К. Лаврентьева
— Ну, конечно же, для того, чтобы явить славу Божию, чтобы народ видел, что мы тут не про фокусы собрались, и это очень серьёзно.
о. Анатолий
— Народ отступил от служения истинному Богу, то есть миссией пророка Илии было вернуть людей к Живому Богу, а не увлекаться лжеучениями. И здесь Илия почему так поступает? Он показывает силу и славу Божью. Говорит: «От Кого вы отступили? Ребята, очнитесь!» Суть вот этого чуда и его служения именно в этом заключалась — показать: вот Он, Живой Бог, Он открыт к диалогу, открыт к взаимодействию. А человек очень часто для себя считает, что надо формально выполнить. Мы как-то говорили в одной из передач о Книге Бытия, где в 4-й главе говорится о жертвоприношениях Каина и Авеля, в русском тексте этот момент как-то немножко затерялся. Если мы откроем церковнославянский текст Библии, буквально четвёртую страницу, она начинается с того, что Каин сделал Богу жертвоприношение, а Авель принёс дар.
К. Лаврентьева
— И дар Авеля был угоден Богу.
о. Анатолий
— А почему это важно, что сделал Каин? Он для галочки сделал то, что было положено. А Авель не учитывал, не говорил внутренне о том, что нужно столько-то принести, нужно это сделать, и всё. То есть как бы: «Господи, ты этого требуешь? На, возьми, я сделаю то, что Ты требуешь». Он был открыт и не считал, сколько и чего он принёс, это именно дар Богу. И в Литургии Василия Великого во время Евхаристического канона этот момент подчёркивается — что Авель принёс дар. И мы призываемся тоже совершать вот эти дары Богу, а не жертвоприношения какие-то для галочки. То есть наша молитва, наше служение, оно для галочки или это дар? В каком ты состоянии находишься? Очень глубокая мысль. И пророк Божий Илия совершает этот для того, чтобы показать вот эту высоту. То есть — ребят, вы спустились к жертвоприношениям, к такому формальному служению Богу, а нужно вернуться действительно к живому общению с Живым Богом.
К. Лаврентьева
— Мы продолжаем читать и обсуждать понятие чуда в нашей жизни.
«Вспомните, когда кровоточивая женщина в толпе народа прикоснулась к одежде Христовой, веруя, что получит исцеление, Христос остановился и спросил: „Кто прикоснулся ко Мне?“ Этот вопрос удивил учеников, ибо народ со всех сторон теснил Его. Он сказал: „Прикоснулся кто-то ко Мне, ибо Я чувствовал силу, исшедшую от Меня“.
Какую это силу, если не высшую, духовного порядка, неведомую людям, почувствовал Иисус?
Итак, в чудесах Илии, в чудесах Самого Иисуса, а также и в чудесах многих других действовали силы духовные, высшие силы, которые неведомы в мире материальном, — силы особые, силы Божественные.
Что же тогда удивительного в том, что совершаются чудеса?» — спрашивает нас святитель.
— Отец Анатолий, действительно, ничего удивительного нет, мы живём в чуде, живём в эпоху пасхальную, в эпоху новозаветную, и каждый человек, который мало-мальски пытается приблизиться к Богу, уже видит чудеса в своей жизни непрекращающиеся. Это некая реальность, в которой мы живём.
о. Анатолий
— Рискну предположить, что во времена святителя Луки как раз было такое искушение, что наука всё объяснит. Он как раз и говорит: обратите внимание на то, что есть духовный мир, где научные объяснения не нужны. Не нужно пытаться придумывать, что либо чуда нет, либо это просто научно-физическое то или иное какое-то явление: так вот произошло, потому что здесь физика действует именно так, или физиология таким вот образом отработала. Он говорит, что эти чудеса были, есть и будут, и ничего здесь не нужно придумывать. Я думаю, что его внутренний порыв, наверное, был настолько прост и искренен, что вот этот пример, который он сегодня приводит про женщину, почему момент очень удивительный? Потому что Господь почувствовал не только ту силу, которая от Него отошла, как он говорит, а Он почувствовал то, с какой верой эта женщина к Нему прикоснулась. После чего Он говорит: «Дочь, вера твоя спасла тебя, иди в мире». Это евангельское повествование заканчивается такими вот словами замечательными. Здесь вот эта открытость, когда она двенадцать лет мучилась, страдала, ей никто не мог помочь, и уже какое-то пограничное у неё было состояние отчаяния, что если уже и этот Человек не поможет, то ей уже никто в этой жизни не сможет помочь. И вот такое состояние края, отчаяния, веры и доверия у неё было, что Господь действительно почувствовал, насколько она нуждалась. Наверное, на тот момент из того количества людей, которое его окружало, никто так в Нём не нуждался, как эта женщина. Казалось бы, ну женщину исцелил, чего особенного? Но вот эта сила, с которой происходит чудо исцеления, эта жажда внутренняя изменения своей жизни. Поэтому владыка как раз и подбирает этот пример, и говорит, что жизнь настолько духовно наполнена, что она не нуждается в научных каких-то законах и обоснованиях, то, что люди иногда, я думаю, в те времена пытались как-то логически или с точки зрения каких-то физических, научных открытий или законов что-то объяснить.
«Что удивительного, что Господь ходил по водам озера Генисаретского; что преподобная Мария Египетская перешла Иордан; что удивительного, что наш Серафим Саровский, как видели многие, шел по воздуху, не касаясь земли?
Что удивительного, что сила духовная, огромная, могучая сила, могла превысить силу тяжести тела, и тело стало настолько легким, что могло идти по водам?
Да не сомневается никто, что чудеса Христовы и чудеса святых были подлинными, истинными чудесами. Да не смущается никто из вас насмешками, неверующих над чудесами».
К. Лаврентьева
— Да, «если Христос не воскрес, то вера наша тщетна», — говорит нам апостол. Наверное, это основание всего, сама Пасха Христова — главное первое чудо, которое у нас есть в новозаветной эпохе, и поэтому что удивляться всему остальному, что удивляться чудесам первых христиан, что удивляться чудесам евангельским, апостольским, чудесам святых, которые в эту минуту даже происходят, пока мы сейчас с вами разговариваем? Кто-то наверняка исцелился или услышал ответ на свои молитвы, или избежал чудом каких-то тяжёлых искушений, поэтому надо, конечно, благодарить Бога за чудеса, не обесценивать их. Как говорит владыка Антоний Сурожский, не объяснять чудеса или свои благодатные состояния, или какой-то глубокий духовный опыт, который ты пережил, какими-то физиологическими совпадениями, хорошим настроением, гормонами, какой-то просто элементарной физикой — нет. Есть вещи, которые не поддаются физическим законам — это вещи духовного мира, это уже совсем другой порядок вещей.
о. Анатолий
— И актуальность этой проповеди, которую подчёркивает историческое время, где святитель говорит: «Да не смущается наше сердце насмешками не верующих в чудеса» — как они были тогда, эти люди, так и сейчас они тоже есть. И они, бывает, тоже смеются и недооценивают то, что происходит в жизни каждого человека. Но во внутреннем мире духовном Господь отвечает каждому человеку, то есть это некий диалог конкретный между человеком и Богом. Человек спрашивает, просит, обращается, его сердце открыто для Бога, и Господь Своим уникальным образом отвечает на его запрос, на его какую-то просьбу. И здесь, действительно, не может быть места никаким насмешкам тех людей, которые не понимают. Но это даётся индивидуально и для каждого человека.
К. Лаврентьева
— Ну и, конечно, циничное отношение по отношению к чудесам совершенно недопустимо.
о. Анатолий
— Есть люди, которые не созрели ещё духовно и этого не понимают, поэтому делиться чудесами мы не должны со всеми и каждому рассказывать об этом. Это некий наш внутренний мир, где важно сохранить внутри себя вот это изменение, эту точку преображения, когда произошла встреча между Богом и человеком.
К. Лаврентьева
«Верьте в чудеса, которые сотворил Господь Иисус Христос.
Верьте в чудеса Его апостолов и святых.
Верьте и в то, что чудеса совершаются и доныне, как многие христиане знают это по собственному опыту.
Верьте в то, что в жизни всех, исполняющих заповеди Христовы, несомненно совершается явное общение их с Богом.
И эта вера ваша в чудеса да укрепит вашу веру в Бога с такой же силой, как укрепила она древних зрителей чудес Христовых».
К. Лаврентьева
— Но здесь, мне думается, главная мысль, конечно, что главное чудо в жизни — это общение наше с Богом явное. Наверное, вот к этому чуду мы должны стремиться, его искать и жаждать, потому что это центр нашей христианской жизни.
о. Анатолий
— И, опять же, наша жизнь духовная после встречи с Богом развивается. Апостол правильно говорит, что она всегда находится в движении. Если мы не идём вверх, к Богу, то мы можем скатываться вниз. Поэтому мы должны сохранять бдительность, должны помнить о том, что Бог ждёт от нас динамики в развитии духовной жизни. И эта динамика заключается не в том, что чем выше мы будем становиться и искуснее в духовной жизни, тем Бог за нас будет больше делать, наоборот как раз: чем искуснее мы становимся в духовной жизни, тем больше развивается в нас способность брать ответственность за нашу духовную жизнь.
К. Лаврентьева
— Да, это интересная мысль, и чудеса, конечно, прекрасны, мы возвращаемся к началу нашего разговора. Без чудес христианская жизнь невозможна, уже как-то и сложно представить её без чудес, но наши собственные усилия и наша собственная ответственность — правильно, отче?
о. Анатолий
— Да. И мы должны помнить, что чудеса — это некая весточка от Бога, что мы стоим в нужном, правильном направлении, но идти должны мы, а не Бог нас возьмёт и перенесёт куда-то. Каждый должен пройти определённый путь, какие-то сделать шаги, чтобы Господь действительно увидел, что мы это ценим, осознаём и готовы идти по пути духовного нашего развития. Как Иоанну Милостивому было видение рая, и он говорит о том, что хотел бы увидеть Богородицу, Ангел ему ответил, что Она ходит по земле и помогает людям. Тогда Иоанн говорит, что хотел бы увидеть Иоанна Златоуста. Ангел ответил, что он находится на такой высоте, куда мы с тобой не можем подняться. Через чудеса Господь нас укрепляет, подсказывает, что мы идём в верном направлении, но каждый из нас должен подниматься по этой лестнице духовной жизни.
К. Лаврентьева
— Ну и ещё момент, хотела бы вернуться к вашей мысли, отец Анатолий, которую вы высказали в середине нашего разговора в конце первой части, что чудеса даются либо для подкрепления сил человека, либо от маловерия, когда человек недостаточно в вере укреплён.
о. Анатолий
— И это тоже чудо, потому что Господь нам открывает, подсказывает какие-то внутренние наши состояния, где проявляется вот этот аспект, который мешает нашему развитию духовной жизни.
К. Лаврентьева
— Спасибо огромное за этот разговор. Это была программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, и мы вместе со священником Анатолием Главацким читали проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), называется «Проповедь о чудесах», сказана она 3 августа 1952 года. Опубликована в разных изданиях в интернете, находится в открытом доступе. Пожалуйста, читайте проповеди святителя Луки, читайте святых отцов вместе с нами, без нас, любите святоотеческие послания. Всего вам доброго и до свидания.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.12.2025)
Псалом 27. Богослужебные чтения
Как научиться слышать, что Бог хочет мне сказать? Ответ на этот вопрос находим в 27-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Мы живём в мире звуков. Однако не все из них мы воспринимаем. Это очень хорошо заметно, когда учёные сравнивают слуховое восприятие человека и животного. Так, например, дельфины, киты и летучие мыши, чтобы ориентироваться в пространстве, посылают впереди себя ультразвук. Это звук на очень высокой частоте. Он служит для этих животных чем-то вроде радара. Отражаясь от предметов, звук возвращается к ним, предупреждая о препятствиях. У слонов всё наоборот. Они способны слышать инфразвук. Это звук на очень низкой частоте, который помогает им слышать рокот других слонов за многие километры от них. У нас с вами свой звуковой диапазон. Мы не слышим слишком высокие звуки и слишком низкие. Поэтому от нас закрыт целый мир.
Писание утверждает, что Бог тоже способен издавать звуки. У Бога есть Своя частота звучания, Свой диапазон. Если мы внимательно будем читать Ветхий Завет, то увидим, что Бог зачастую открывается Израилю не в образе, а в голосе. Пророки слышат именно глас Божий. Поэтому и ветхозаветный символ веры звучит так: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Бог взывает к слуху людей, а не к другим чувствам. Кроме того, сам мир творится при помощи Слова. Под Словом христианская традиция понимает Второе лицо Пресвятой Троицы. Это Сам Бог, который стал человеком.
В только что прозвучавшем псалме псалмопевец также уделяет внимание голосу и слуху. «Не будь безмо́лвен для меня́, — просит он, — услы́шь го́лос моле́ний мои́х». Очевидно, что не о физическом слухе говорит псалмопевец. Чтобы найти и подключиться к частотному диапазону Творца, необходимо развивать духовный слух. И в 27-м псалме мы находим конкретную рекомендацию, как именно это необходимо делать. По словам псалмопевца, нечестивые люди будут наказаны «за то, что они́ невнима́тельны к де́йствиям Го́спода и к де́лу рук Его́». Вот и рецепт. Бога услышит тот, кто приучит себя видеть то, как Он действует в этом мире.
Перед нами призыв понуждать себя всматриваться и в то, что нас окружает, и в собственную душу. Но когда я делаю всё набегу, когда я в постоянной суете, у меня вряд ли это получится. Поэтому важная духовная задача, которую мы обязаны решить, если хотим общения с Творцом, — это научиться останавливаться. Причём не только физически. Но ещё и останавливать свои мысли и свои чувства. Научиться просто быть в молчании. Сидеть при этом или лежать, или стоять — это не так важно. Главное — слушать, смотреть, осязать, обонять, пока шум не уйдёт. Откройте православный молитвослов. В начале утренних молитв там прямой призыв к такой остановке. Там написано: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным: Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному». Только с такой остановки может начаться разговор с Богом.
Если будем усердны на этом пути, то пройдёт не так много времени, и мы ощутим, что звук, который издаёт Господь, никогда не прекращается. Это особая духовная вибрация, которая есть в нашем мире от начала веков. Это фон нашей жизни. Этим звуком наполнена вся Вселенная. Как прекрасно об этом говорится в одном из псалмов: «Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их».
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Родитель несёт ответственность за своего ребёнка. Начальник — за своего подчинённого. До какой степени эта ответственность распространяется? Когда следует учить и наставлять, а когда стоит остановиться и не лезть к человеку со своим наставлениями? Определённый ответ на этот вопрос можно увидеть в отрывке из 5-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Те рекомендации, который мы услышали в только что прозвучавшем отрывке, адресованы апостолу Тимофею. Он был учеником Павла и епископом города Эфес. В христианской Церкви это самая высокая степень священнического служения. Слово «епископ» с греческого языка переводится как надзиратель. И это не случайно. Епископ — глава церковной области, которая называется епархия. В подчинении у него находятся простые священники и другие служители. Главная функция епископа — следить за порядком в тех церковных общинах, которые находятся под его присмотром.
Из слов апостола Павла следует, что власть, сосредоточенная в руках Тимофея, это не просто власть административная. Он должен следить не просто за внешней дисциплиной. Ему необходимо заботиться о нравственной чистоте своих подопечных, а также уделять внимание их духовной жизни. Таким образом он должен увещевать мужчин и женщин, старших, ровесников и младших, тех, кто имеет семью, и кто её потерял. В частности то, какого рода должна быть эта забота, хорошо видно из советов, которые Павел даёт Тимофею относительно вдовиц. Тимофей должен внушать им заботится о своих домашних, о своих детях и внуках, а также должен наставлять вести непорочную жизнь и пребывать в непрестанных молитвах.
Согласитесь, это всё очень личные, даже интимные сферы жизни. А потому Тимофею следовало быть очень деликатным и предусмотрительным. И Павел напоминает ему об этом. В самом начале прозвучавшего отрывка он говорит, что увещевать необходимо без укора. Не укоряй. Рекомендация краткая, но очень ёмкая. Но как же это возможно, если речь идёт о замечаниях? Ведь замечания — это уже есть и укор, и упрёк. Святитель Иоанн Златоуст очень хорошо это поясняет: «По самому существу дела... выслушивать замечания, тягостно, — и в особенности, когда это случается с престарелым человеком; а если (замечания делаются) к тому же юношею, то это становится втройне безрассудным». А потому любое обличение «нужно смягчать кротостью и дружелюбием», — рекомендует святитель Иоанн. Иными словами, замечание превращается в укор и упрёк лишь тогда, когда мы находимся в определённом внутреннем расположении. Когда в нас живёт дух раздражения, неприязни, враждебности, подозрительности, превозношения, глупости. И, напротив, когда у нас на сердце чисто и светло, когда мы дружелюбно настроены по отношению к человеку, когда в нас нет страха, подозрительности и неприязни, человек может принять от нас даже неприятное замечание. Безусловно, все мы с вами обращаем внимание на слова. Но в ещё большей степени мы ощущаем то, с каким настроением эти слова сказаны. А потому все рекомендации апостола Павла требовали от Тимофея очень внимательного отношения к себе. Он сам был должен вести духовную жизнь и быть примером чистоты жизни.
Тимофей был большим начальником. Не все из нас администраторы подобного уровня. Однако у каждого из нас есть своя, пусть и небольшая, епархия, в которой мы являемся епископом. Например, это наша семья или тот небольшой коллектив, за который мы несём ответственность. И если мы вдруг решили наставлять своих подопечных в их духовной жизни, если мы хотим учить их нравственности, мы всегда должны помнить, что речь идёт не об армейской дисциплине. Внутренний мир человека — это сфера очень чувствительная и ранимая. Здесь не может быть одного устава на всех. Всё очень индивидуально и уникально. Если мы этого не учитываем, то наше руководство напоминает поведение слона в посудной лавке. Наши даже очень правильные слова приносят человеку боль, оставляют на его сердце едкую горечь, наносят тяжёлую рану. А потому нам следует быть очень внимательными к себе и к тому, в каком состоянии находится наше собственное сердце. Ведь погружаться в душу другого человека мы можем лишь в той степени, в какой внутри нас живёт дух кротости и дружелюбия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











