
Рим., 98 зач., VIII, 22-27.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. В своё время философ Готфрид Лейбниц говорил, что мы живём в лучшем из миров. И хотя у каждого бывали моменты, в которые мы были настолько счастливы, что готовы были бы с ним согласиться, чаще люди смотрят на мир с ощущением, что он далёк от совершенства. А как должен смотреть на мир христианин? Какое отношение должно быть характерно для него? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 8 главы послания апостола Павла к Римлянам. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 8.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Итак, мы слышим, что апостол Павел, говоря о состоянии мира, признаёт его местом мучения. Это может показаться странным, потому что он, как человек библейской культуры, прекрасно знал, что мир, сотворённый Богом, был оценён Творцом как весьма хороший, то есть очень качественный, красивый и добротный. Но в том-то и дело, что, кроме этого, апостол знал, что из-за падения Адама земля была проклята, так что вместо прекрасных плодов она стала приносить ему и его потомкам терния и колючки. Именно поэтому о мире, который был сотворён прекрасным, апостол в итоге может сказать, что всё творение совместно стонет и мучается от болей. Причем речь идёт не только о животных, но и людях, которые, имея в себе начаток Духа, особенно остро чувствуют несоответствие между тем, к чему стремится душа, и тем, что они видят вокруг себя.
И дело не в только в том, что мир наполнен тем, что мы ощущаем и называем жестокостью. Так ребёнок, который видит, как хищник охотится за добычей, плачет и отрицает нормальность происходящего и только с возрастом научается думать, что это естественный ход вещей. Так вот дело не только в этой страшной естественности поедания одного другим, но главное в страшной естественности смерти, от которой в итоге не уходит ни одно живое существо. Да и не только живое, ведь разрушается и перестаёт существовать всё, что человеку дорого. Пусть иногда для этого нужны столетия, но все мы знаем, что нет ничего вечного на земле.
Как возможно жить в этой безысходности? Как возможно рождать детей, создавать вещи, обживаться в мире, который настолько непрочен и недолговечен? Возможны разные пути, но христианство, опираясь на веру в Бога, предлагает жить так, как будто бы конечность всего в мире не является чем-то окончательным, какой-то последней правдой о нём. В своём актуальном состоянии мир действительно таков, каков есть, но мы живём и действуем так, будто бы дальше, в будущем он будет другим.
Кому-то это может показаться нелепым, но, если присмотреться к нашей жизни, она во многом лишена гарантий, и люди нередко именно надеются, хотя выдают это за уверенность. Просто процессы, к которым это относится, довольно просты и привычны, так что сомнений практически не возникает. Ребёнок, который видит, как взрослый берёт семечко и закапывает его в землю, может показаться, что взрослый всё испортил. Однако взрослый знает, что всё будет хорошо и в своё время из семечка вырастет прекрасное растение, требуется только забота и терпение. Особенность христианского взгляда в том, что он относится с такой же уверенностью к судьбе мира. Он верит, что Бог всё устроит, надо только позаботиться о мире и проявить терпение.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер