Рим., 98 зач., VIII, 22-27.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. В своё время философ Готфрид Лейбниц говорил, что мы живём в лучшем из миров. И хотя у каждого бывали моменты, в которые мы были настолько счастливы, что готовы были бы с ним согласиться, чаще люди смотрят на мир с ощущением, что он далёк от совершенства. А как должен смотреть на мир христианин? Какое отношение должно быть характерно для него? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 8 главы послания апостола Павла к Римлянам. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 8.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Итак, мы слышим, что апостол Павел, говоря о состоянии мира, признаёт его местом мучения. Это может показаться странным, потому что он, как человек библейской культуры, прекрасно знал, что мир, сотворённый Богом, был оценён Творцом как весьма хороший, то есть очень качественный, красивый и добротный. Но в том-то и дело, что, кроме этого, апостол знал, что из-за падения Адама земля была проклята, так что вместо прекрасных плодов она стала приносить ему и его потомкам терния и колючки. Именно поэтому о мире, который был сотворён прекрасным, апостол в итоге может сказать, что всё творение совместно стонет и мучается от болей. Причем речь идёт не только о животных, но и людях, которые, имея в себе начаток Духа, особенно остро чувствуют несоответствие между тем, к чему стремится душа, и тем, что они видят вокруг себя.
И дело не в только в том, что мир наполнен тем, что мы ощущаем и называем жестокостью. Так ребёнок, который видит, как хищник охотится за добычей, плачет и отрицает нормальность происходящего и только с возрастом научается думать, что это естественный ход вещей. Так вот дело не только в этой страшной естественности поедания одного другим, но главное в страшной естественности смерти, от которой в итоге не уходит ни одно живое существо. Да и не только живое, ведь разрушается и перестаёт существовать всё, что человеку дорого. Пусть иногда для этого нужны столетия, но все мы знаем, что нет ничего вечного на земле.
Как возможно жить в этой безысходности? Как возможно рождать детей, создавать вещи, обживаться в мире, который настолько непрочен и недолговечен? Возможны разные пути, но христианство, опираясь на веру в Бога, предлагает жить так, как будто бы конечность всего в мире не является чем-то окончательным, какой-то последней правдой о нём. В своём актуальном состоянии мир действительно таков, каков есть, но мы живём и действуем так, будто бы дальше, в будущем он будет другим.
Кому-то это может показаться нелепым, но, если присмотреться к нашей жизни, она во многом лишена гарантий, и люди нередко именно надеются, хотя выдают это за уверенность. Просто процессы, к которым это относится, довольно просты и привычны, так что сомнений практически не возникает. Ребёнок, который видит, как взрослый берёт семечко и закапывает его в землю, может показаться, что взрослый всё испортил. Однако взрослый знает, что всё будет хорошо и в своё время из семечка вырастет прекрасное растение, требуется только забота и терпение. Особенность христианского взгляда в том, что он относится с такой же уверенностью к судьбе мира. Он верит, что Бог всё устроит, надо только позаботиться о мире и проявить терпение.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.