Рим., 90 зач., V, 17 — VI, 2.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В одном из своих посланий апостол Пётр укоряет собрата по служению — апостола Павла — за то, что в его текстах имеется нечто неудобовразумительное. Речь идёт, конечно же, не о глупости или нехватке смысла. А о том, что апостол Павел, являясь представителем интеллектуальной элиты своего времени, иногда увлекался и забывал о более простых (в смысле образования, а не умственных способностей) своих читателях. Чтение из пятой главы послания к римлянам, которое звучит сегодня утром во время богослужения, и правда, способно поставить в тупик читателя. Давайте послушаем данный текст, а затем его разберём.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Начинается сегодняшнее чтение с упоминания греха прародителей, который апостол Павел называет преступлением. Не в смысле нарушения уголовного кодекса, а в смысле переступления, презрения закона Божия. Адам и Ева посчитали не только возможным пойти против воли Творца, но и возомнили себя способными стать равными Богу. Во всяком случае, такое будущее обещал им дьявол. В результате вместо вознесения на Небесные высоты человек оказался на глубине нравственного падения. И спасти от плена зла людей мог только Бог, но только, став Человеком.
Вот почему понадобилось Рождество Христово. Сын Божий должен был принять наше с вами естество, чтобы привести человечество к миру с Отцом Небесным. Вот почему апостол пишет, что из-за одного человека мы были осуждены, а другим Человеком оправдались. Осуждение и оправдание в данном случае нужно понимать не как юридические категории, а как глубинные свойства природы, жизни как таковой.
В лице Адама и Евы всё человечество осудило себя на погибель. Но не потому, что Бог отказался от людей. А потому что люди изменились внутренне, стали любить грех, забыли о Создателе. Через Богочеловека Христа произошло наше освобождение — мы вольны теперь выбирать между добром и злом, противиться тьме и порокам. Но не сами по себе, а только тогда, когда обращаемся к Богу, просим Его помощи и поддержки.
Вот почему апостол пишет, что когда пришёл закон, умножилось преступление. Через пророка Моисея Бог дал человечеству десять заповедей. С одной стороны, это было поддержкой и помощью людям. Они получили в свои руки точное указание — что хорошо, а что плохо. Но с другой стороны, десять заповедей стали настоящим приговором для человечества. Множество людей, как в прошлом, так и сегодня, нарушают установленный Богом закон. Временами абсолютно свободно и осознанно.
В помощь тем, кто хотел бы жить праведно, но не имеет на то внутренних сил, и подаётся благодать Божия. Христос пришёл в наш мир не для того, чтобы упразднить закон Ветхого Завета. Наоборот, Евангельское учение ещё выше поднимает планку нравственности. Но вместе с тем Господь через таинства оказывает нам Свою поддержку. И в первую очередь необходимо упомянуть таинство крещения — ведь именно через него мы становимся частью Церкви. Не просто как организации, но как духовной общности народа Божия. Это вхождение в Церковь означает, по слову апостола Павла, обещание умереть для греха и жить по заповедям Божиим, смысл которых состоит в служении Господу через служение людям.
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница