
Апостол Павел. Мозаика
Кол., 261 зач., IV, 10-18.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Бытует мнение, что идеалом христианства является одиночество. Якобы христианин должен уйти в себя, непрестанно молиться Богу и ни с кем не общаться. Однако Священное Писание предлагает и иные варианты, восхваляя, например, настоящую дружбу. Примеры доброго общения и искренней поддержки мы можем найти в жизнеописании апостола Павла. В четвертой главе послания к христианам города Колоссы Павел с большой теплотой говорит о людях, которые помогали ему в проповеди Евангелия, и стали для него настоящими друзьями. Данный отрывок читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Итак. В четвертой и последней главе послания к христианам города Колоссы апостол Павел перечисляет имена своих друзей и соработников. К таковым можно, например, отнести святого Аристарха. Аристарх сначала следовал за Христом, а затем — за апостолом Павлом. Вместе с Павлом он впоследствии находился в заточении в римской тюрьме. Там же был еще один друг и ученик Павла — святой Епафрас. Пишет апостол и о святом Марке. Апостол Марк — один из составителей Евангелий и хороший пример христианского понимания дружбы.
Дело в том, что Марк первоначально верно следовал за Павлом, но затем решил отказаться от своей миссии. Апостол был этим чрезвычайно опечален и даже запретил Марку проповедовать. Но затем, узнав о желании Марка исправиться, вновь принял его в общение. В отличие от другого своего ученика — Димаса. Тот не просто оставил апостольское служение, но, как говорит предание, стал язычником.
Еще одним близким другом и соработником Павла был святой Иисус, прозванный Иустом. Он был одним из кандидатов на апостольство вместо Иуды Искариота, но не был избран, так как жребий пал на апостола Матфия. Тем не менее, Иуст не оставил дело проповеди и последовал за апостолом Павлом. Существует мнение, что Иуст был сыном Иосифа Обручника от первого брака. К друзьям и верным помощникам Павла можно отнести еще одного евангелиста — апостола Луку. Он не только горячо проповедовал Евангелие, но и помогал окружающим своим ремеслом — Лука по профессии был врачом. Также среди друзей и спутников апостола Павла находился святой Архипп, ставший затем епископом города Лаодикия.
Все перечисленное позволяет сказать, что даже такой великий святой, как апостол Павел, не чурался искренней дружбы и ей очень дорожил. Из этого обстоятельства можно сделать вывод, что и нам, современным христианам, не стоит чураться братьев и сестер по вере. Но откликаться на их просьбы, дарить милость в ответ на их доброе отношение к нам. И благодарно принимать их заботу и внимание. Ведь чувство плеча и локтя — ощущение общности — придает силы и вдохновляет на дальнейшее служение. А еще является живым подтверждением проникновенных и верных по сути своей слов исповедника веры ХХ века Сергея Фуделя: «Церковь есть неизбежность Божественной дружбы учеников Христовых».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема