
Апостол Павел
Кол., 260 зач., IV, 2-9.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой христианин вынужден постоянно отвечать себе на вопросы, которые касаются нашего взаимодействия с нехристианами: каким образом вести себя по отношению к тем, кто находится вне Церкви? Как с ними разговаривать? И разговаривать ли вообще? Говорить только о Христе и Церкви или же можно затрагивать иные темы? Допустимы ли разговоры «ни о чем»? Как вообще быть? Ответ апостола Павла очень краток, но при этом он устраняет все эти вопросы, апостол написал так: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». Вне всякого сомнения, христиане призваны свидетельствовать о Христе Воскресшем перед всеми. Но далеко не всегда это свидетельство может быть воспринято должным образом.
В качестве одного из крайне неудачных примеров хочу привести одну историю, свидетелем которой мне довелось быть. В центральном храме одного российского региона молодой священник совершал крещение. Дело было в начале нынешнего века, пришедших креститься было, наверное, около двадцати человек. Среди них были как младенцы, так и взрослые. Естественно, что с младенцами были их родители, крестные, друзья родителей, бабушки и дедушки. Суммарное же количество людей было весьма велико и приближалось, наверное, к сотне. Все эти люди пришлись ради крещения, но они были к нему не готовы, ведь тогда еще не была введена обязательная предкрещальная катехизация. Молодой священник, который совершал таинство, справедливо полагал, что так нельзя, что те, кто пришел креститься, должны знать основы веры, а потому он решил устроить лекцию непосредственно перед крещением. Он всех построил. Попросил соблюдать тишину и начал говорить. К концу первого часа его лекции собравшиеся стали заметно волноваться, что понятно: многие из них были с маленькими детьми, дети начали капризничать, да и стоять на одном месте с ребенком на руках в течение часа — не самое простое и приятное занятие. Но священника все эти обстоятельства ничуть не смутили, он еще раз попросил соблюдать тишину и продолжил свой возвышенный рассказ о Христе. Еще через полчаса люди начали постепенно покидать место предполагаемого крещения, так получилось, что я как раз проходил мимо и краем уха слышал то, что говорили друг другу эти люди. Если кратко, то цензурных слов они не произносили, они были крайне возмущены. Их можно понять, они совершенно не были настроены и расположены к прослушиванию лекции. Можно понять и священника, ведь он хотел всё сделать правильно, но он не учел слова апостола Павла, который, как мы помним, призывал к благоразумию в общении с внешними и к тому, чтобы мы находили правильное время, а не уподоблялись бездушным звуковоспроизводящим устройствам.
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема