
Гал., 215 зач., VI, 11-18.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Понять, что такое «новая тварь» довольно непросто. Точно также не просто и принять самого себя как «новую тварь». Конечно, русский перевод этого апостольского текста не имеет в виду под словом «тварь» ничего обидного или уничижительного, речь идет о новом творении. Был один человек, после встречи со Христом стал другим. Совсем другим. С другим строем мыслей, с другими стремлениями, с неожиданными для самого себя реакциями на окружающую действительность. Объяснить в понятных технических терминах, что означает быть «новой тварью» не получается, такое преображение можно пережить, но достоверно описать его невозможно. Апостол Павел и не пытается дать описание, он указывает на признаки обновления в самом себе: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». Иными словами, можно сказать, что, по апостолу Павлу, обновившийся во Христе человек основной целью и смыслом своей жизни начинает полагать не что иное, как Самого Христа. Ему становятся неважны все условности, у него нет страха непонимания, он делает то, что повелевает Христос и не задается вопросом о том, как на это отреагируют окружающие. Конечно, такое описание схоже с описанием жизни каких-нибудь религиозных фанатиков, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не вполне психически здоровыми людьми. Поэтому необходимо сделать пояснение. Лучше всего в качестве такого пояснения выступает жизнь и слова автора сегодняшнего апостольского отрывка — Павла. Он не боялся, он делал то, что должен был делать. Но при этом он всегда соизмерял самого себя и свои труды с окружающей его реальностью. В своих посланиях он говорит на разных языках с различной аудиторией, то есть он подстраивает свои мысли под адресатов. Вопрос понимания — именно понимания в прямом смысле этого слова! — для апостола крайне важен. Это не проповедь ради проповеди, это проповедь ради того, чтобы быть услышанным и понятым. Согласие со словами апостола — это уже другой вопрос. Не все с ним были согласны, но все понимали, о чем он говорит. Фанатик не сможет так сделать, потому что он слеп и глух. Это еще одна характеристика «новой твари», тот, кто преобразился во Христе не глух и не слеп, всего его чувства прекрасно работают, он способен реагировать на внешние вызовы и соотносить себя самого с ними и при этом не бояться говорить то, что является вызовом. Именно так действовал апостол. Он же определил путь превращения обычного человека в нового: этот путь начинается с любви ко Христу и проходит через честность восприятия, через честность к самому себе, к своим слабостям, продолжение пути — внимательность к окружающим, а венец — смелость и готовность пострадать за Христову истину.
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема