
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 198 зач., I, 1-10, 20 - II, 5.
Глава 1.
1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: 3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,- 24 и прославляли за меня Бога.
Глава 2.
1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

В сегодняшнем чтении мы слышим отрывки из первой и второй главы послания апостола Павла к Галатам. Само апостольское служение, хотя и кажется нам понятным, значительно отличалось от всего, что мы встречаем в Церкви сегодня. В отлчие от епископов, священников и любых других членов Церкви, апостолы все время ходили по империи и проповедовали. Они, конечно, могли задержаться в какой-нибудь общине, если этого требовали обстоятельства, но окончательно нигде не оставались, получив благословение от Христа идти и проповедовать по всему миру.
Можно себе представить, какие эмоции переживал тот же апостол Павел, когда оставлял ту или иную общину и шел проповедовать дальше. Он прекрасно знал, что маленькая община поверивших ему людей, бывших иудеев и язычников, остается в окружении довольно враждебных сообществ. И все же, по-другому поступать он не мог, потому что проповедовал людям спасение и вечную жизнь.
Итак, после традиционного приветствия апостол сетует на некоторую легкомысленность галатийских христиан, которые довольно быстро сбились с истинного пути, поддавшись ложным учениям, которых он им не проповедовал. Апостол говорит, что это не столько иная весть, сколько люди, которые «желают превратить благовествование Христово». Нередко полагают, что речь идет о какой-то интеллектуальной ереси, но, судя по контексту, он говорит об иудействующих, которые лишали учеников свбоды во Христе и заставляли обрезываться и соблюдать закон. Впрочем, возможно это образ собирательный и апостол может подразумевать самые разные еретические течения.
Если главный акцент изменений, о которых говорит апостол, заключается в сохранении обрезания и закона, становится понятным, почему он заговорил об угождении человекам. Совершенно очевидно, что иудействующие обличали его в том, что отменяя для бывших язычников закон, он тем самым занимался человекоугодничеством. Но апостол стоит на своем: уж если бы ему захотелось угождать людям, он легко мог бы утверждать закон вместе с иудействующими. НО нет: он угождает не человекам, но Богу и поэтому ничего не боится.
Как тогда, так и сегодня не все, что проповедуется под именем христианства является таковым, не все позволяет сохранить должную меру свободы и послушания. Легко поддаваться заждому пришедшему проповеднику и забывая то, о чем тебе проповедовали прежде, идти вперед, угождая людям. Это значит, что мы должны стремиться к искреннему и честному вхождению в дух апостольского предания, в веру и жизнь Церкви, ведь только так мы сможем стать преемниками той благодати, о которой благовествует апостол.
Чудесные узелки

Фото: Piqsels
Однажды отправились рыбаки к далёкому острову ловить рыбу. Дул попутный ветер, и они скоро добрались до места. Наловили возле острова много рыбы и стали подумывать о возвращении. Повернули свои лодки носом к большой земле и принялись грести. Но тут вдруг поднялся сильный ветер и понёс рыбаков обратно к острову. Ветер всё дул и дул, и не похоже было, что он собирается утихнуть.
Пристали рыбаки к острову и увидели избушку. В этой избушке жил седобородый старик. Попросились они к нему на ночлег.
— Вы откуда? Куда путь держите? — стал расспрашивать хозяин.
— Мы с большой земли. Ловили возле острова рыбу. Хотели вернуться домой, а тут поднялся встречный ветер и погнал нас обратно к острову. Ветер такой, что и думать нечего о возвращении, — отвечают ему рыбаки.
Говорит им тогда старик:
— Я помогу вам вернуться, если вы умеете держать слово.
Рыбаки отвечают:
— Слово мы сдержим, только помоги.
Тогда старик снял со стены веревку, на которой было три узла, дал её рыбакам и сказал:
— Идите, готовьте лодки, а как приготовите, развяжите на веревке первый узел. Сразу поднимется попутный ветер. В мгновение ока отнесёт он вас далеко от острова. На половине пути развяжите второй узел. А третий узел можно развязывать только на берегу. В море, смотрите, не развязывайте.
Рыбаки взяли веревку, поблагодарили старика и решили выйти в море рано утром.
Садятся они утром в лодки и все ещё не верят словам старика, посмеиваются.
— Поможет нам эта веревка! Как же! Но почему бы не попробовать?
Спустили рыбаки лодки и развязали первый узел. И вот чудо! Откуда ни возьмись, поднялся сильный попутный ветер. Лодки так и режут воду, только волны за ними пенятся.
На половине пути рыбаки развязали второй узел. Лодки полетели ещё быстрее. До большой земли совсем недалеко, уже крыши домов видно.
У самого берега решили рыбаки развязать и третий узел.
— Погодите, — вспомнил один рыбак. — Ведь старик с острова велел развязывать третий узел только на берегу. Не то беда может случиться.
Но товарищи не слушали его, им не терпелось с попутным ветром поскорее попасть домой.
— Какая ещё беда? Мы же совсем близко от берега, — сказали они и развязали третий узел.
В тот же миг ветер переменился и погнал лодку обратно к острову.
Рыбаки изо всех сил гребли к материку, но заветный берег не приближался. Ох, и ругали они себя весь день, пока бились с волнами и встречным ветром! Утром до дома было рукой подать, а теперь только глубокой ночью им с трудом удалось добраться до места.
Верёвку, которую дал старик с острова, рыбаки сохранили на память, чтобы детям историю про чудесные узелки рассказывать. А под конец всегда прибавляли: если дал слово — держи, оно должно быть крепче морского узла.
(по мотивам эстонской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Умница Кабир

Фото: PxHere
Когда-то давным-давно жили в дальнем ауле старик со старухой. У них был единственный сын Кабир. Родители хотели, чтобы он в жизни горя не знал и стал богатым торговцем. Однажды они дали мальчику сто рублей, велели идти в ближайший город и научиться торговать.
Но Кабир мечтал совсем о другом — получить знания в науках и искусстве.
Пришел мальчик в город, и вдруг услышал, как глашатай возвещает на улице:
— Кто хочет научиться хорошо писать, пусть идёт к учителю письма!
Кабир тут же отправился по указанному адресу и условился за сто рублей обучаться письму. Он научился писать прекрасным почерком и через год возвратился к родителям. Мать с отцом были очень огорчены, что их сын так и не научился торговать.
Набрали стрик со старухой ещё сто рублей, и опять отправили сына в город, чтобы тот узнал способы пускать деньги в оборот с выгодой.
— Кто хочет научиться играть на скрипке, пусть идёт к искусному скрипачу! — услышал Кабир на базарной площади. Мальчик отправился к учителю музыки, заплатил сто рублей и через год научился играть на скрипке так, что любой мог заслушаться.
Ох, и расстроились родители, узнав, что сын опять истратил деньги, как им казалось, на пустяки. Теперь они совсем стали бедняками.
— Я верну деньги, которые потратил на учёбу, — сказал Кабир, когда подрос.
Юноша отправился на заработки в столицу, и остановился переночевать в гостинице. Ночью ему не спалось, он вышел на улицу и обратил внимание, что в одном большом доме до сих пор горит свет.
— Там живёт правитель города. Он страдает бессонницей и не может заснуть, пока ему не сыграют на скрипке, — сказал ночной сторож. — Но городские музыканты только сердят его своей игрой...
Кабир отправился во дворец и попросил разрешения сыграть в спальных покоях правителя. Юноша играл так хорошо, что повелитель пришёл в прекрасное расположение духа и впервые за долгое время заснул с улыбкой на губах.
Наутро он позвал Кабира к себе и объявил:
— Я назначаю тебя придворным скрипачом. Мой писарь заболел, но уже завтра я продиктую указ, чтобы тебе назначили хорошее жалование, дали новую одежду и поселили во дворце.
— Благодарю, мой господин! Но зачем ждать завтрашнего дня? Я могу сам всё написать под вашу диктовку, — ответил юноша с вежливым поклоном.
— Откуда ты взялся, такой умница? — восхитился повелитель, когда увидел почерк Кабира и его начитанность. Вскоре он назначил его главным визирем.
Первым делом Кабир открыл в столице бесплатные школы для бедных детей и забрал во дворец родителей.
«Знания в науках и искусстве — вот главное богатство в жизни», — говорили старики соседям, покидая аул.
(по мотивам башкирской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Случай с продавцом груш

Фото: PxHere
Жил в одной деревне богатый крестьянин. У него был огромный сад, и фрукты его славились на всю округу. Но этот человек был таким жадным, что даже его жена и дети не знали, каков вкус яблок, персиков или груш. А уж соседям скряга и сморщенной вишенки не давал.
Однажды привёз крестьянин на базар целую тачку груш, которые продавал по самой высокой цене.
Вдруг к тачке подошёл нищий с протянутой рукой. Жадный торговец отвернулся и сделал вид, что не замечает просителя в лохмотьях, но тот заговорил.
— Добрый господин, я — бродячий актёр, пришёл в ваш город издалека. По дороге меня ограбили разбойники, и я два дня ничего не ел. Вы же не обеднеете, если дадите мне одну грушу.
— Ступай клянчить у других! — закричал сердито торговец. — Я даром никому ничего не даю.
— Но в вашей тачке лежат сотни груш, я же прошу только одну, и не обязательно лучшую. Стоит ли сердиться из-за такого пустяка? — удивился незнакомец.
— Из-за пустяка?!! — закричал скряга. — Да я за каждую грушу получаю деньги!
Он так раскричался, что на шум прибежал народ со всего базара.
—Дайте бедному человеку самую лучшую грушу, я заплачу за неё, — сказала сердобольная женщина из толпы.
Торговец взял деньги, и протянул нищему большую грушу. Тот её взял и сказал, обращаясь к народу:
— В этом городе живут добрые люди. Прошу вас, не расходитесь. Мне тоже хочется вас угостить.
Незнакомец быстро съел грушу, аккуратно собрав в ладонь её семена. Потом он выкопал посохом ямку, бросил в неё семена, засыпал землёй и полил водой из фляжки.
В толпе раздались удивлённые возгласы: в тот же миг из земли показался маленький росток, который на глазах становился выше. Минута — и растение превратилось в большое грушевое дерево, ещё одна — дерево зацвело и тут же покрылось сочными, крупными плодами.
Странник начал срывать груши и раздавать их людям. Сколько же у всех было радости!
Открыв рот от удивления, смотрел торговец на такие чудеса. Вот бы ему сад с такими деревьями! Тогда он стал бы самым богатым человеком в округе. Правда, тогда вместо тачки придётся завести большую телегу...
Но когда торговец оглянулся на свою тачку, он увидел, что в ней нет ни одной груши! Только тогда догадался скряга, что бродячий артист был фокусником, и при помощи своего искусства переместил на чудесное дерево все его груши.
Торговец бросился догонять нищего, но не нашёл его в толпе. Чудесное дерево тоже исчезло, и от него осталась лишь маленькая лунка в земле.
Впервые торговец вернулся домой без барышей, и, хотя он угостил людей грушами не по своей воле, настроение у него было непривычно приподнятое, а на душе светло.
Оказывается, отдавать даром и делать подарки тоже очень приятно.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки



 
 



