
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мы живём в обществе, которое подчиняется закону. Бывают такие случаи, когда мы оказываемся перед тяжёлым выбором: следовать нормам и правилам или же отступить от них и сохранить человеческое достоинство. Каким же критерием руководствоваться в этих ситуациях? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы прояснить смысл только что прозвучавшего отрывка, давайте представим себе игру в шахматы. Шахматная игра — это целый мир. Этот мир самодостаточен и в высшей степени упорядочен. Фигуры на доске имеют свою иерархию. Каждая по-своему вписывается в структуру игры и каким-то образом соотносится с другими фигурами. Точно так, каждая фигура может ходить лишь по своей траектории. Например, ферзь имеет высокую ценность только потому, что он является частью этой организованной структуры. В её границах он может делать большее разнообразие ходов и иметь больший вес, чем любая другая фигура. Точно так своё место занимают король, ладья, слон, конь и даже пешка. Однако вне шахматной партии те функции, которые эти фигуры исполняют и те отношения, которые между ними существуют, не имеют никакого значения. Это просто предметы странной формы. Закон игры здесь не работает.
Продолжим аналогию. Кто-то может быть плохим игроком в шахматы. Но это не означает, что в реальной жизни он безнравственный человек. Очевидно, что среди хороших и даже выдающихся шахматистов много людей благородных. Но история знает среди них и отъявленных мерзавцев — диктаторов, тиранов и лидеров глобальных тоталитарных систем. И мы не удивляемся этому. Для нас очевидно, что хороший игрок в шахматы не обязан быть высокоморальным человеком. Он просто должен владеть правилами игры.
Эта аналгия помогает нам понять отношения апостола Павла к закону. Очевидно, что закон для него — это система общественных правил и договорённостей. Причём речь идёт не только о гражданском законодательстве, но и об иудейском религиозном уставе, и даже шире, о самой культуре. Ведь любая культура всегда предлагает нам правила игры. Мы живём в этой системе с детства. Она определяет, что хорошо, а что плохо. Нередко, меняется культура, происходит сдвиг в этике и морали.
А потому, если я хороший в силу того, что меня просто приучили с детства играть по правилам, это не означает, что я хороший для Бога. Будучи вполне добропорядочным членом общества, я всё ещё могу жить, видеть, чувствовать и действовать в плоскости шахматной доски. Для того, чтобы приблизиться к Творцу необходимо выйти за эту плоскость. Поэтому и говорит апостол Павел о смерти. Необходимо умереть для закона, чтобы жить для Бога. Что это означает?
Конечно же, Павел не призывает к самоубийственной анархии. И мы видим, что в своих посланиях он не борется с современными ему социальными институтами или властями. Даже наоборот, призывает к исполнению морального и гражданского долга. Однако вместе с этим он напоминает, что христианин в первую очередь должен во всех своих делах стремиться исполнить заповеди Христовы. То есть все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно и ежечасно согласовывать с Евангелием. Стараться со всяким встречным вести себя по закону милости, любви и снисхождения. Это и означает сораспятие Христу, о котором апостол сегодня упоминает. Это и есть смерть для жизни по закону.
Если человек всего себя посвящает такому служению Богу, в той степени, в какой он преуспел на этом пути, его жизнь перестаёт быть одномерной. Она перестаёт быть ограниченной рамками культуры. В ней словно появляется объём. Сердце такого человека становится широким, пространным. В нём всё ощутимей проступает голос Божий, который подсказывает ему, когда, как и с кем он должен поступить строго по правилам, а когда ради милости, любви и снисхождения отступить от них или даже пренебречь ими. Эта и есть свобода во Христе: участвовать в игре, будучи фигурой на шахматной доске, но при этом вмешиваться в происходящее с позиции игрока. Даже в шахматах случаются такие чудесные метаморфозы. Здесь и пешка может внезапно стать ферзём и спасти всю партию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер