
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел, обращаясь к Галатам, подчеркивает важность личного опыта веры. Любой человек, который хоть сколько-нибудь знаком с церковной жизнью, знает, какое важное место в ней занимает предание как традиция и опыт жизни церкви. Так, даже читая Священное Писание, мы все время соизмеряем свое понимание, с пониманием тех, кто уже читал его до нас... и, в первую очередь, с пониманием святых. Через предание мы как будто бы входим в общение с ними... вместе молимся, вместе идем ко спасению.
В этом контексте может показаться, что апостол будто восстает против этого принципа..., говорит так, будто предание для него не важно, и он подчеркнуто дистанцируется от тех, кого называет предшествовавшими апостолами. Но так ли это на самом деле? И почему для него важно подчеркнуть свой личный опыт?
В первую очередь следует помнить, что апостол прекрасно знает ветхозаветную традицию, он постоянно цитирует Священное Писание и несколько раз сам призывает учеников держаться того Предания, которое они от него получили. Кроме того, из книги Деяний апостольских мы знаем, что когда он приходит на апостольский собор в Иерусалиме, он выступает перед другими апостолами как свидетель своего опыта и получает одобрение от Петра и от Иакова, брата Господнего. Он не пренебрегает, ни их авторитетом, ни их опытом, но принимает их решение, как младший принимает решение старших. Другое дело, что в сегодняшнем отрывке Павел и не пытается дать полное и систематическое описание своих отношений с предшествовавшими апостолами... Он решает вполне практическую миссионерскую задачу, стремится к тому, чтобы ему больше доверяли. Это сегодня он для нас — один из первоверховных апостолов. Но во время его миссионерских путешествий в самых разных местах он сталкивался с иудействующими христианами, которые обвиняли его в искажении веры и, самое главное, жизни... И для него оказывается чрезвычайно важным подчеркнуть: он не просто повторяет чужие речи, он не просто описывает чужой опыт. Бог, призвавший его от утробы матери, открыл в нем Сына Своего... Павел имеет полное право благовествовать о воскресшем Христе, потому что пережил личную встречу с ним по пути в Дамаск. Ему не была нужна для этого ничья проповедь. Его вера — это не просто рационально принятое убеждение, но факт его духовного опыта.
И это, естественно, имеет прямое отношение к нам. Мы называем себя людьми верующими и нередко пытаемся передать нашу веру другим. Но чем мы обычно делимся? Знаниями, почерпнутыми из книг? Их можно почитать и без нас... Да и, кроме того, книжные знания не работают. Опыт веры — это опыт искреннего желания быть с Богом, искреннего доверия по отношению к Нему, доверия к Его словам, Его заповедям. Очевидно, что духовный опыт неповторим и никому из нас не удастся пережить то, о чем пишет апостол, но, если мы будем стремиться к Богу, мы получим свой собственный опыт. Ведь на искреннее устремление Бог всегда отвечает. Открываясь каждому лично, Он наполняет наши, пусть и очень правильные, но теоретические взгляды, подлинной жизнью.
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки