Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одна из тем, с которой апостол Павел обращается к Галатам — это противопоставление плотского и духовного человека. Причём, речь идёт не о том, чтобы противопоставлять какому-то бездушному телу — бестелесного духа... Как человек, воспитанный в библейских традициях, апостол прекрасно понимал, что человек есть единство души и тела, которые выстраиваются в определённую иерархию. Причём иерархия эта вполне практическая, выражающаяся в конкретных поступках. Если в нём главенствует плотское начало, он будет подчинён телесным нуждам, если духовное — духовным. Бог есть Дух. Сотворив человека по своему образу и подобию, Он создал существо, в котором духовное должно было главенствовать. Почему должно было? Потому что человек был сотворён свободным и должен был главенство духа утвердить, зафиксировать постоянным свободным выбором разумных и духовных целей. Однако в один решающий момент Ева, а затем и Адам, нарушили заповедь, подчинившись плотскому. Ведь первое, что Ева подумала о запретном плоде — он вкусный.
С тех пор человек живёт в постоянной борьбе плотского и духовного. До пришествия Христа главенство духа над плотью было скорее мечтой. Иудеям был дан закон, но при всей его значимости, никто не мог его исполнить, а значит и плоды жизни в духе были эфемерны. Однако после воплощения Христа главенство стало реальностью благодаря крестной жертве Спасителя и дару Святого Духа, которого Господь послал апостолам. Впрочем, говорить о своих духовных намерениях — это одно, а свидетельствовать жизнью — другое. «По плодам их узнаете их», — говорил Христос, и апостол Павел в послании к Галатам эти дела перечисляет. Причём в сегодняшнем чтении мы слышим отрывок, в котором он говорит о делах духа, то есть о том, чем должен наполнить свою жизнь человек, называющий себя христианином. Здесь и любовь, и радость, и мир, и многие другие дары, обладание которыми необходимо, чтобы стать Божиими. И если человек, совершая те или иные поступки, испытывает в душе любовь или долготерпение, или милосердие, он должен делать это уже не по указке закона, но свободно и творчески, благодаря водительству Духа Святого. При этом подобное творчество на деле очень трудное, почему апостол и говорит, что они распяли плоть со всеми страстями и похотями. Распяли! Потому что последовали за Христом. И если распятие Иисусово длилось 6 часов, было очень болезненным и привело Его к смерти, то распятие страстей и похотей длится всю жизнь, болезненно для греховных привычек и приводит к смерти ветхого, падшего человека. Такое сораспятие со Христом предполагает, что в нас непрестанно умирает сторонник и раб греха и продолжает жить праведник. Несомненно, в этом постоянном труде можно оступиться. Ты, как тебе кажется, уже живёшь по духу, но вдруг, как будто бы помимо твоей воли происходит нечто, и ты понимаешь, что плотский человек никуда не делся и только с соработничестве с Богом ещё возможно хоть как-то держаться. Всё время, пока мы живём, — мы учимся этой новой жизни... Не в смысле новых одежд или новых слов в языке — всё это может быть совершенно внешним — а в смысле новых отношений. Нам бывает трудно с другими людьми, их поступки, их характер, их точка зрения часто бывают нам не по вкусу. И апостол не предлагает никакого уникального способа всех исправить или переделать, он призывает нас с любовью нести бремена друг друга и в этом следовать за Христом.
Белые платочки. Анна Леонтьева
Рассказывали друг другу о «белых платочках» — женщинах, которые через годы безбожия пронесли христианскую веру. О том, как это было нелегко и порою опасно. Моя подруга, теперь матушка, то есть жена священника, рассказала удивительную историю о своей сестре, Галине.
Матушка с сестрой родились в семье неверующей, с суровым отцом — офицером военно-морского флота. Галина, старшая сестра, восприняла веру от своей прабабушки и бабушки. Прабабушка была раскулаченная, обедневшая дворянка, и вера ее была — как выразилась очень точно матушка — обоснованной. То есть, подкрепленной знанием Священного Писания и истории.
Мне понравилось это слово! Галина тоже обрела именно такую, «обоснованную», веру, глубоко изучала историю, богословие. Поэтому могла говорить с людьми неверующими убедительно, многих обращала, иных вытаскивала из сект. Когда домой к ней приходили комсомольцы из института — с заданием вернуть девушку на путь истинный — то, посидев и поговорив с ней в коридоре, уходили обескураженные. Не находили аргументов.
Однажды Галя пошла выручать подругу из секты кришнаитов, и главный кришнаит долго разговаривал с ней, а после сказал так: «К нам в гости пришло православие!». Большое уважение чувствуется в этой фразе. Жертву секты отпустили.
А вот отец не принимал ничего православного, наказывал Галю за походы в церковь, поэтому будущая матушка и ее старшая сестра ходили в церковь тайно. После каждого причастия сестра старалась устроить младшей маленький праздник: погулять по парку в Москве, купить мороженое или воздушный шарик. Все это очень запомнилось будущей матушке, навсегда легло в душу, проросло живой горячей верой.
Отец говорил старшей дочери: «Покажи мне своего Бога — тогда и поверю!». Галя взяла очень мудрую тактику: рассказывала семье об истории монастырей, об их святых. Рассказы были такими захватывающими, что отец начал иногда ездить в монастыри, проверять информацию. Однажды он отправился — на экскурсию разумеется — в Киево-Печерскую Лавру. И впоследствии рассказывал вот что.
Шел он в темноте по пещерам Лавры, под темными сводами, а впереди него шла верующая женщина со свечой и прикладывалась к святыням. Отца же очень заинтересовали мощи одного святого монаха, которому было уже триста лет. Руки монаха были открыты, и видно было, что они нетленны. Отец именно этими руками заинтересовался, внимательно начал их рассматривать. И тут — по его словам — ему вдруг пришла яркая, ослепляющая мысль: «А может Бог и правда есть?». И следом за ней — другая: «Да просто наверное тут особый климат в этих пещерах, вот и сохраняется все!». С этими мыслями он догнал идущую впереди верующую женщину и начал ее расспрашивать. Много проговорили они о чудесах и подвигах подвизавшихся тут монахов, и уехал в Москву отец-офицер очень крепко задумавшись. И чудо постепенно подействовало: отец осознанно принял православие, и ушел из жизни уже твердо верующим человеком.
Еще очень запомнился рассказ матушки о том, как совсем маленькой ей и ее сестре разрешили ночевать в Троице Сергиевой Лавре, прямо на ковре, недалеко от раки с мощами преподобного Сергия Радонежского. Галина накрыла ее большим цветастым платком, и девочка заснула, а проснулась очень рано: монах тянулся над ней к лампаде, чтобы ее зажечь. «Этот монах в свете свечей показался мне огромным, под самый купол храма!» — улыбается матушка.
Сколько мужества, мудрости, терпения и любви в этих непридуманных, тонких рассказах! Обоснованная вера — спасибо за прекрасное слово, матушка! Нам всем есть к чему стремиться, ведь эти наши «белые платочки» донесли и передали свою веру нам. Живую, живую веру!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
12 октября. О служении ближнему
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
О служении ближнему, — протоиерей Андрей Ефанов.
12 октября. О свободе во Христе
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
О свободе во Христе, — священник Павел Гумеров.