Флп., 240 зач., II, 5-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Александр Македонский вряд ли стал бы тем, кем в итоге стал, если бы ни его отец — царь древней Македонии Филипп Второй. Именно Филиппу удалось сплотить древних греков для похода против персов. Однако царь пал жертвой заговора и оказался убит. В память о Филиппе был основан город Филиппы. Именно с него начался другой поход — мирное шествие евангельской проповеди по европейскому континенту, начатое апостолом Павлом. Отрывок из второй главы послания к христианам Филипп читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Первоначально Павел планировал проповедовать только среди иудеев в городах Малой Азии и Палестины, но был направлен в Европу самим Богом. Апостолу во сне явился некий житель города Филиппы и сказал Павлу, что его ждут с проповедью. Филиппийская община была для святого, наверное, самой любимой. Только от местных учеников Павел, например, принимал денежные пожертвования, зная, что никогда не получит за это упрека.
Уже находясь в римской тюрьме, Павел написал христианам Филипп послание. В нем он призывает учеников опасаться двух типов ложных проповедников — из числа иудеев и из числа язычников. Первые — не принимали Христа, считали Его обманщиком. Вторые — полагали, что воплощение Сына Божьего — иллюзия. Якобы Господь Иисус, будучи Богом, никогда не принимал человеческое естество. Ведь с точки зрения античной философии, тело — гробница для души. То есть что-то по определению нечистое и несовершенное.
Павел же настаивает на том, что Христос — истинный Бог и истинный человек. Он действительно родился от Девы Марии, и во всем подобен нам, кроме греха. Почему это важно? Святой Григорий Богослов отвечает на этот вопрос так — «что не воспринято, то не исцелено». Христос не только проповедовал и совершал чудеса, Он освятил в Себе нашу природу, вознес ее в Царство Божие. Куда теперь открыт путь для каждого из нас. Для этого мы должны подражать Христу. Но каким образом?
Апостол Павел упраздняет все недоумения, говоря, что главное качество, которое мы должны перенять у Христа — доверие Богу. Спаситель с любовью и верой относился к Небесному Отцу. Если мы хотим идти за Христом, то должны делать то же самое — верно исполнять заповедь о любви к Богу и ближнему. Пусть в ряде случаев данный выбор окажется совсем не легким. Злым и нечестным людям, к сожалению, в нашем искаженном грехом мире живется легче, чем праведникам. Но истинное счастье порок дать не может.
Только праведность приведет нас в Царство Небесное — дом Божий, где живет истинная радость. Здесь найдут приют и утешение те, кому действительно хочется быть рядом с Богом, ощущать Его гостеприимство и заботу. Иными словами, те, кто, исполняя заповеди Христовы, приняли Его благодать и благодаря ей уподобились Господу, стали похожи на Сына Божьего в Его милосердии и кротости. Иными словами, исполнили прозвучавший завет апостола Павла — «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM