Послание к Филиппийцам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627

Флп., 240 зач., II, 5-11.

Глава 2.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В корпусе павловых посланий исследователи вычленяют несколько фрагментов, которые выделяются среди своего окружения. Эти фрагменты называются гимнами. Сегодняшний отрывок — один из таких гимнов, но у него есть существенное отличие от всех прочих фрагментов такого рода: относительно него долгое время шла весьма активная научная дискуссия, ему посвящены сотни, а может быть и тысячи исследований. Ученые не могут сойтись во мнениях относительно происхождения этого гимна и в отношении его авторства, кроме того, обсуждается его структура, его богословское содержание и используемая в нем лексика. Самая распространенная гипотеза утверждает, что этот гимн имеет независимое от апостола Павла происхождение, апостол лишь цитирует его, возможно, несколько видоизменяя. Существует предположение, что в Древней Церкви гимн использовался за богослужением в качестве песнопения во время совершения евхаристии.

Апостол Павел вводит этот христологический гимн в Послание к Филиппийцам ради того, чтобы полнее и красочнее проиллюстрировать свою мысль: он призывает своих адресатов к полному единодушию и любви через личное смирение, а для достижения этого состояния христиане должны уподобляться Господу Иисусу Христу не только в Его исполнении воли Бога-Отца, но и в том, чтобы иметь те же чувствования, что имел Христос. Логика апостола понятна: все наши действия базируются на наших внутренних установках, если нет достойного христианина внутреннего устроения, то и ожидать действий, согласных с волей Божией, не приходится. Вообще, стоит заметить, что апостол Павел очень часто пользуется этим приемом: он регулярно указывает на жизнь и смерть Христа Спасителя как на образец для подражания. Такой подход оправдан, ведь жизнь и смерть Христа — это не только величайший нравственный пример, христиане через веру и крещение вступают в особые отношения со Христом, мы все, как утверждает апостол, находимся в неразрывном единстве со Христом, единстве, которое не может ограничиваться лишь нравственной сферой жизни, оно простирается значительно дальше и затрагивает человека в его целостности. По этой причине христиане должны не просто пытаться имитировать поступки Христа, а уподобляться Ему во всех своих мыслях и делах.

Церковь очень часто прочитывает этот гимн за богослужением. Он — один из двух отрывков апостольских посланий, которые читаются в праздники, посвященные Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Легко догадаться, чем обусловлен выбор именно этого отрывка в праздник Успения Пресвятой Богородицы: то, что апостол Павел рекомендовал делать филиппийским христианам, Божия Матерь сумела исполнить в совершенстве, а потому Она, пройдя через врата смерти, достигла воскресения и вечного нетленного Царства Ее Сына и Бога Господа Иисуса Христа. Ее жизнь и Ее Успение — самые лучшие подтверждения правоты апостола Павла в его стремлении стяжать «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем