Флп., 240 зач., II, 5-11.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В корпусе павловых посланий исследователи вычленяют несколько фрагментов, которые выделяются среди своего окружения. Эти фрагменты называются гимнами. Сегодняшний отрывок — один из таких гимнов, но у него есть существенное отличие от всех прочих фрагментов такого рода: относительно него долгое время шла весьма активная научная дискуссия, ему посвящены сотни, а может быть и тысячи исследований. Ученые не могут сойтись во мнениях относительно происхождения этого гимна и в отношении его авторства, кроме того, обсуждается его структура, его богословское содержание и используемая в нем лексика. Самая распространенная гипотеза утверждает, что этот гимн имеет независимое от апостола Павла происхождение, апостол лишь цитирует его, возможно, несколько видоизменяя. Существует предположение, что в Древней Церкви гимн использовался за богослужением в качестве песнопения во время совершения евхаристии.
Апостол Павел вводит этот христологический гимн в Послание к Филиппийцам ради того, чтобы полнее и красочнее проиллюстрировать свою мысль: он призывает своих адресатов к полному единодушию и любви через личное смирение, а для достижения этого состояния христиане должны уподобляться Господу Иисусу Христу не только в Его исполнении воли Бога-Отца, но и в том, чтобы иметь те же чувствования, что имел Христос. Логика апостола понятна: все наши действия базируются на наших внутренних установках, если нет достойного христианина внутреннего устроения, то и ожидать действий, согласных с волей Божией, не приходится. Вообще, стоит заметить, что апостол Павел очень часто пользуется этим приемом: он регулярно указывает на жизнь и смерть Христа Спасителя как на образец для подражания. Такой подход оправдан, ведь жизнь и смерть Христа — это не только величайший нравственный пример, христиане через веру и крещение вступают в особые отношения со Христом, мы все, как утверждает апостол, находимся в неразрывном единстве со Христом, единстве, которое не может ограничиваться лишь нравственной сферой жизни, оно простирается значительно дальше и затрагивает человека в его целостности. По этой причине христиане должны не просто пытаться имитировать поступки Христа, а уподобляться Ему во всех своих мыслях и делах.
Церковь очень часто прочитывает этот гимн за богослужением. Он — один из двух отрывков апостольских посланий, которые читаются в праздники, посвященные Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. Легко догадаться, чем обусловлен выбор именно этого отрывка в праздник Успения Пресвятой Богородицы: то, что апостол Павел рекомендовал делать филиппийским христианам, Божия Матерь сумела исполнить в совершенстве, а потому Она, пройдя через врата смерти, достигла воскресения и вечного нетленного Царства Ее Сына и Бога Господа Иисуса Христа. Ее жизнь и Ее Успение — самые лучшие подтверждения правоты апостола Павла в его стремлении стяжать «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.