Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Великий русский писатель И.С. Тургенев в своей статье «Гамлет и Дон Кихот» выделил два коренных типа человеческой натуры. Первые — Гамлеты. Они олицетворение скептицизма и безверия. Ни в какую истину они не верят, ни какие идеалы не признают. А потому они просто обречены на то, чтобы быть эгоистами, жить только для самих себя. Именно их собственное «я» — та исходная точка, к которой они постоянно возвращаются, с которой они постоянно носятся. В этом смысле они совершенно бесполезны и асоциальны. Вторые — Дон-Кихоты. Они полная противоположность Гамлетов. Они олицетворения веры в нечто вечное, незыблемое, в истину. Жить ради себя, заботится о себе они считают постыдным. Вся их жизнь — жизнь ради других, самозабвенное служение высокой идее. Удивительно, Тургенев писал в 19 веке в первую очередь относительно российской действительности. Однако вся 11 глава послания к Евреям наглядно иллюстрирует то, что он вскрыл универсальный закон человеческого бытия.

Здесь апостол Павел делает краткий обзор библейской истории. Он вспоминает основных персонажей Ветхого Завета. Это и праотцы человечества, такие как Авель, Енох, Ной; это и родоначальники еврейского народа, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф; это и наиболее выдающиеся представители Израиля, богоизбранной нации: цари, пророки, герои. Все они разные по своим характерам, происхождению, времени жизни, образованию и воспитанию. Однако их объединяет одно — все они рыцари религиозной веры. Они ее выстрадали, доказали своими поступками, они за нее претерпели различные скорби, а многие и пошли на смерть. Вера в Бога стала для них причиной жестоких страданий. Но в любом случае, по словам апостола Павла, весь мир не был достоин хотя бы одного из них.

И причина тому проста. В то время как многие заботятся о том, как бы поуютней устроиться в этой жизни, как бы покомфортней организовать свой быт, обустроить свой личный мещанский рай, лишь человек веры способен на поступки. Судьба Гамлетов, все мысли которых обращены на самих себя, — пошлость существования, которая в конечном счете, есть первый шаг к пустоте и небытию. История Израиля — яркий тому пример. Как только евреи отворачивались от Бога и все силы направляли на удовлетворения своих первичных потребностей, после кратковременного периода удовольствий приходила пустота. С другой стороны, именно благодаря перечисленным в отрывке персонажам не только история еврейского народа, но и мировая история все же устремлялась к своей кульминационной точке. Именно благодаря этим людям стало возможным событие пришествия в мир Мессии, Иисуса Христа.

В этом смысле мы ничем не отличаемся от персонажей библейской истории. Мы также выбираем между образом жизни Гамлета и Дон-Кихота. А потому от нас также зависит, куда устремится наша жизнь и жизнь наших детей: к пустоте, небытию и забвению или уже в этом мире к полноте, а потом и к вечности с Богом.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем