
Евр., 311 зач., IV, 14 - V, 6.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Функция любого священника — быть посредником между Богом и людьми. Каким образом реализуется это посредничество и каким образом избираются те, кто несет такое служение — другой вопрос. В Ветхом Завете священство было принадлежностью одного рода — потомков старшего брата Моисея Аарона. Сам Аарон был первосвященником, первосвященническое достоинство передавалось по наследству от отца к сыну по старшей линии. Все остальные прямые потомки Аарона были священниками. Функции первосвященников и священников были определены, в первую очередь, библейской книгой Левит. Самой главной обязанностью этих людей было принесение ритуальных жертв и совмещенное с жертвоприношениями богослужение. Кроме того, у них были еще и учительные функции.
Все это во всех тонкостях прекрасно знали адресаты послания апостола Павла. Апостол называет Иисуса Сына Божия не просто Первосвященником, но «Первосвященником великим». Это тоже очень понятно целевой аудитории Павла: такое имя означает, что речь идет не о прямом потомке Аарона, то первосвященническое достоинство, о котором говорит апостол, не имеет отношения к какому-либо человеческому роду. Далее апостол объясняет почему это так и почему Христос есть Первосвященник великий. Аргументов здесь несколько.
Первый из них состоит в том, что Христос Спаситель не внешний судья, Он не тот, Кто не понимал бы человека. Любая человеческая боль, любая рана — известна Христу. Он не наблюдатель, Он соучастник этой боли, и Он готов исцелить любую рану: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших». Такое глубокое понимание другого не доступно обычному человеку и обычному священнику. Обычный священник, каким бы чутким он ни был, всегда остается немного в стороне, он не может в полной мере понять другого и переживать боль так же, как переживает страдающий человек. Здесь же апостол Павел объясняет причину этого явления: любой священник, будучи сам человеком и только человеком «сам обложен немощью», то есть он сам поражен грехом и страстями, сам переживает внутреннюю боль, вызванную своим личным грехом, а потому «он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах». Это мешает в полной мере отдать себя помощи другим. Но Христос не таков. У Него нет греха, и, как следствие, нет никакого внутреннего препятствия для всеобъемлющей помощи другому. А значит: «да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
«Личная история». Наталья Дмитриевская

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин», член совета фонда «Жизнь как чудо», многодетная мама Наталья Дмитриевская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере и о том, как в тяжелых жизненных ситуациях ей удавалось сохранять надежду на Бога и видеть во всём Его Промысел.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Преодоление кризисов в жизни». Священник Виталий Бровко, Ирина Матулис, Екатерина Каштанова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Виталий Бровко, многодетная мама Ирина Матулис и специалист по связям с общественностью Екатерина Каштанова размышляли о том, с какими кризисами сталкивается человек в жизни, и как Господь помогает их проходить.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Ключик в кудели

Фото: Sururi Ballıdağ Director / Pexels
Задумал один крестьянский парень жениться. И хотелось ему найти себе такую жену, чтоб и прясть, и ткать умела, и в стряпне толк понимала. Прослышали про это соседи и стали сватать за него свою ленивую дочку.
В воскресный день пригласили они парня к себе в усадьбу на смотрины. Сначала, как водится, хозяева усадили будущего жениха на лавку, поговорили о том, о сём, а после повели дом осматривать. Вошли в одну горницу, и видит он — стоит в углу прялка, на ней — кудель, то есть вычесанный и перевязанный для прядения пучок льна. За прялкой соседская дочка сидит — одной рукой из кудели вытягивает и скручивает нити, другой наматывает их на веретено.
— Как хорошо ваша дочка с прялкой ладит, — говорит жених.
— Другой такой трудолюбивой и старательной, как она, во всей деревне не найти, — отвечает хозяйка. — Уж так-то она у нас проворно прядёт! Никто не может за ней угнаться. Что и говорить, золотые ручки.
— Много у неё тут кудели, — заметил парень. — Небось, целую неделю надо, чтобы всю её напрясть.
— Может, кому и неделя понадобится, — похвалилась хозяйка, — а нашей дочке и одного дня на всю кудель хватает.
Подивился жених, однако ничего не сказал. Позвала мать девушку к столу, и та с такой неохотой от прялки оторвалась, как будто работа для неё — слаще мёда.
Вышли хозяева из горницы, а парень немного помедлил, взял с подоконника ключик от шкатулки и незаметно сунул его в кудель.
Накрыли хозяева на стол, усадили жениха, угостили, и снова стали свою дочку расхваливать. Уж такая она работящая, ни дня со своей прялкой не расстаётся.
Пришла пора парню домой собираться. Простился он с хозяевами и пообещал, что скоро опять придет. Хоть и по душе пришлась ему девушка, но всё же насчет обрученья он пока что ни словом не обмолвился.
Прошла неделя, и опять жених в гости к соседям явился. Приняли его теперь еще лучше. Не знали, куда усадить, чем потчевать. А потом сели за стол и завели разговор.
— Ну, что новенького у вас? — спрашивает парень.
— Да все вроде по-старому, — отвечает хозяйка. — Вот только у дочки ключ от шкатулочки пропал. Привыкла она целыми днями перед зеркалом сидеть, бусы и серьги примерять, а теперь совсем заскучала. Весь дом обыскали, никак ключика от шкатулки найти не можем.
Подошёл тогда жених к прялке, вытащил из кудели ключ и говорит:
— Теперь я и сам вижу, как проворно прядет ваша дочь. Да она целую неделю к прялке даже не подходила. Обмануть вы меня хотели, а я этого очень не люблю. Маленькая ложь за собой большую ведёт.
С этими словами надел жених шапку, да и был таков, и больше соседи его не видели.
(по мотивам норвежской сказки)
Все выпуски программы Пересказки