Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Мозаика

Евр., 312 зач., V, 11 — VI, 8.

Глава 5.

11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;

14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

Глава 6.

1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

3 И это сделаем, если Бог позволит.

4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,

5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,

6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;

а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что апостол Павел пишет: стоило бы поговорить об этом ещё больше, но вам невозможно этого объяснить, так как вы неспособны слушать. Звучит это, конечно, очень строго, но любой педагог или руководитель, да и просто человек, имевший подобный опыт, знает: слушатели бывают в таком состоянии, что им уже невозможно ничего объяснить. Нужно сначала привести их в чувства, договориться о каких-то основных, базовых вещах, на основании которых можно будет рассуждать дальше.

Обратившись к предыдущим стихам, мы понимаем, что апостол ведёт речь о высоком богословии, о связи Ветхого и Нового Завета, которая оказывается для его читателей твёрдой пищей, в то время как они ещё младенцы, не сведуще в слове правды. Люди познают мир постепенно. Младенец постепенно узнаёт свойства предметов, понимает, что такое вес, температура, объём... Всё это становится для него очевидным без каких бы то ни было дополнительных объяснений. Но с вопросами добра и зла не так. И уж тем более не так с заповедями Господними, ведь слово правды, о котором говорит апостол, — это, не просто какое-то истинное или правдивое утверждение, это слово, ведущее к праведности. В наши дни, когда человек приходит в церковь, ему в первую очередь объясняют основы веры, ведь кажется, что верующий — это тот, кто признаёт определённые истины. В древности человеку, конечно, тоже сообщали истины: о Боге, о человеке, о пути спасения, но верить означало жить сообразно Божьей воле. Именно поэтому в то время, становясь христианином, человек учился поступать по правде, ведь без этого невозможно было идти дальше. Апостол совсем не случайно пишет, что твёрдая пища свойственна совершенным, то есть тем, кто духовно вырос, потому что они имеют навык в различении добра и зла. Эти люди воспитали себя внутренне, они научились совершать или не совершать поступки, ориентируясь не на выгоду, не на желания, но только на то, добрые это поступки или злые. Суть этого навыка в том, что человек не мечется духовно, выбирая между добром и злом, он воспитал совесть и волю. Совесть в том, чтобы ориентироваться на заповеди Божии, а волю в том, чтобы жить, по совести.

Впрочем, апостол написал всё это будто бы с некоторым преувеличением, не утверждая прямо, что с учениками дальше не о чем говорить. Неслучайно, дальше он пишет: так не будем же повторяться, давайте вы всё же будете вести себя как совершенные, как духовно взрослые, как христиане. А дальше он говорит удивительные и очень страшные слова: «невозможно — однажды просвещённых и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия». И может показаться, что апостол Павел вообще выступает против самого таинства покаяния. Однако стоит заметить, он говорит о невозможности обновляться для тех, кто распинает в себе Сына Божьего, то есть сейчас, в данный момент продолжает грешить. Слова говорят одни, а поступки продолжают совершать другие.

Мы, вслед за читателями послания, должны посмотреть на собственную жизнь и понять: в ней не поменяется ничего, пока мы сами не вступим на путь соблюдения заповедей. Мы можем читать духовные книги, восхищаться чужими подвигами, но христианами станем только тогда, когда станем развивать навык следования за Христом.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем