
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 312 зач., V, 11 — VI, 8.
Глава 5.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что апостол Павел пишет: стоило бы поговорить об этом ещё больше, но вам невозможно этого объяснить, так как вы неспособны слушать. Звучит это, конечно, очень строго, но любой педагог или руководитель, да и просто человек, имевший подобный опыт, знает: слушатели бывают в таком состоянии, что им уже невозможно ничего объяснить. Нужно сначала привести их в чувства, договориться о каких-то основных, базовых вещах, на основании которых можно будет рассуждать дальше.
Обратившись к предыдущим стихам, мы понимаем, что апостол ведёт речь о высоком богословии, о связи Ветхого и Нового Завета, которая оказывается для его читателей твёрдой пищей, в то время как они ещё младенцы, не сведуще в слове правды. Люди познают мир постепенно. Младенец постепенно узнаёт свойства предметов, понимает, что такое вес, температура, объём... Всё это становится для него очевидным без каких бы то ни было дополнительных объяснений. Но с вопросами добра и зла не так. И уж тем более не так с заповедями Господними, ведь слово правды, о котором говорит апостол, — это, не просто какое-то истинное или правдивое утверждение, это слово, ведущее к праведности. В наши дни, когда человек приходит в церковь, ему в первую очередь объясняют основы веры, ведь кажется, что верующий — это тот, кто признаёт определённые истины. В древности человеку, конечно, тоже сообщали истины: о Боге, о человеке, о пути спасения, но верить означало жить сообразно Божьей воле. Именно поэтому в то время, становясь христианином, человек учился поступать по правде, ведь без этого невозможно было идти дальше. Апостол совсем не случайно пишет, что твёрдая пища свойственна совершенным, то есть тем, кто духовно вырос, потому что они имеют навык в различении добра и зла. Эти люди воспитали себя внутренне, они научились совершать или не совершать поступки, ориентируясь не на выгоду, не на желания, но только на то, добрые это поступки или злые. Суть этого навыка в том, что человек не мечется духовно, выбирая между добром и злом, он воспитал совесть и волю. Совесть в том, чтобы ориентироваться на заповеди Божии, а волю в том, чтобы жить, по совести.
Впрочем, апостол написал всё это будто бы с некоторым преувеличением, не утверждая прямо, что с учениками дальше не о чем говорить. Неслучайно, дальше он пишет: так не будем же повторяться, давайте вы всё же будете вести себя как совершенные, как духовно взрослые, как христиане. А дальше он говорит удивительные и очень страшные слова: «невозможно — однажды просвещённых и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия». И может показаться, что апостол Павел вообще выступает против самого таинства покаяния. Однако стоит заметить, он говорит о невозможности обновляться для тех, кто распинает в себе Сына Божьего, то есть сейчас, в данный момент продолжает грешить. Слова говорят одни, а поступки продолжают совершать другие.
Мы, вслед за читателями послания, должны посмотреть на собственную жизнь и понять: в ней не поменяется ничего, пока мы сами не вступим на путь соблюдения заповедей. Мы можем читать духовные книги, восхищаться чужими подвигами, но христианами станем только тогда, когда станем развивать навык следования за Христом.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.