
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Центром еврейской цивилизации, её духовным стержнем на протяжении веков являлся храм царя Соломона. Расположенный в центре Иерусалима, на вершине горы Мориа, храм в честь Бога Единого был единственным святилищем эпохи Ветхого Завета, где совершалось богослужение по закону пророка Моисея. Гора Мориа оказалась выбрана для постройки не случайно. Согласно библейской истории, на её вершине Авраам собирался принести в жертву Исаака, своего сына. Но был в последний момент остановлен ангелом. Данное событие стало пророческим предзнаменованием крестной жертвы Иисуса Христа, Которого через почти полторы тысячи лет распяли на северной части склона Мориа — месте, прозванном Голгофой.
Ветхозаветный храм был построен в десятом веке до Рождества Христова. В течение истории он разрушался иноземными завоевателями, затем восстанавливался и достраивался иудеями. Последние значимые изменения в устройство святилища внёс никто иной, как Ирод Великий — гонитель Спасителя. Занявший царский трон незаконно, Ирод, благоукрашая главную святыню Израиля, пытался таким образом укрепить собственный авторитет в глазах народа. История Иерусалимского храма закончилась в семидесятом году нашей эры, когда в ходе подавления еврейской революции его разрушили римские солдаты. Напоминанием о былом величии святилища Соломона сегодня служит «Стена плача» — западная стена храма, специально оставленная захватчиками нетронутой. Чтобы своим видом напоминать, как опасно поднимать бунт против Римской империи.
Первоначально осуществить строительство Иерусалимского храма желал ветхозаветный царь и пророк Давид, но Бог запретил ему возвести святилище, так как Давид много воевал и его руки не раз были обагрены человеческой кровью. Давид, расстроенный запретом, тем не менее подготовил для строительства все необходимые материалы, чтобы облегчить дело строительства своему сыну и наследнику — Соломону.
До возведения храма иудеи совершали богослужение в Скинии — так назывался шатёр, изготовленный по указанию пророка Моисея в годы сорокалетнего странствия евреев по пустыне. Скиния состояла из трёх частей: внешнего двора, святилища и Святое святых. Во дворе скинии находились во время богослужения все собравшиеся. В святилище имели право входить только священники. Святое святых — главную часть скинии — мог посещать только первосвященник и только раз в год. Храм Соломона повторял устройство скинии — в нём тоже были внешний двор, святилище и Святое святых.
Вот этой самой главной части Иерусалимского храма апостол Павел уделяет в прозвучавшем чтении особое внимание. Услышанный нами отрывок из послания к евреям является традиционным богослужебным чтением для нескольких праздников в честь Богородицы. Прежде всего — для праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Для этого имеется веская причина. Ведь ветхозаветная скиния традиционно считается символом Божией Матери. Как в скинии обитал Бог, так и в Деве Марии Духом Святым был зачат Сын Божий Иисус Христос.
Скиния усилиями царя Соломона превратилась в Иерусалимский храм. Именно туда, согласно преданию, состарившиеся родители Девы Марии, Иоаким и Анна, решили отдать свою юную дочь на воспитание — что было для евреев Ветхого Завета делом обычным. При храме имелся приют для девочек-сирот и тех, чьи родители были стары или больны. Первосвященник, которому Иоаким и Анна передали свою дочь, к всеобщему удивлению, решил ввести Деву Марию внутрь храма Соломона, что было запрещено, а также показал ей Святое святых — главную часть храма. Данное действие с точки зрения Моисеева закона было совершенно недопустимым.
Первосвященник действовал по вдохновению Божию. Это был очень смелый поступок. Ведь, как мы выяснили, в Святое святых мог заходить только первосвященник и только раз в год. Но Дева Мария оказалась в самом сердце храма, конечно же, неслучайно. Святое святых ко времени эпохи Боговоплощения лишилось своей главной составляющей — ковчега завета, важнейшей святыни Израиля. Ковчег, в котором лежали каменные скрижали Моисея, жезл Аарона и иные реликвии, исчез во время вторжения вавилонских войск. Ковчег был, конечно, важен сам по себе. Но в то же время являлся символом совершенной святости. Воплощением такой святости и стала Дева Мария — Новый ковчег завета. Уже не только для Израиля, но и для всего мира.
Святое святых иудеи воспринимали как место постоянного присутствия Бога. А Дева Мария была избрана Господом для того, чтобы родить Спасителя мира, Иисуса Христа. Вот почему апостол Павла использует образ Святое святых для объяснения смысла служения Богоматери. А отрывок Послания к евреям читается на богослужении в дни богородичных праздников — в том числе и в день Введения Пресвятой Богородицы во храм.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема