
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Центром еврейской цивилизации, её духовным стержнем на протяжении веков являлся храм царя Соломона. Расположенный в центре Иерусалима, на вершине горы Мориа, храм в честь Бога Единого был единственным святилищем эпохи Ветхого Завета, где совершалось богослужение по закону пророка Моисея. Гора Мориа оказалась выбрана для постройки не случайно. Согласно библейской истории, на её вершине Авраам собирался принести в жертву Исаака, своего сына. Но был в последний момент остановлен ангелом. Данное событие стало пророческим предзнаменованием крестной жертвы Иисуса Христа, Которого через почти полторы тысячи лет распяли на северной части склона Мориа — месте, прозванном Голгофой.
Ветхозаветный храм был построен в десятом веке до Рождества Христова. В течение истории он разрушался иноземными завоевателями, затем восстанавливался и достраивался иудеями. Последние значимые изменения в устройство святилища внёс никто иной, как Ирод Великий — гонитель Спасителя. Занявший царский трон незаконно, Ирод, благоукрашая главную святыню Израиля, пытался таким образом укрепить собственный авторитет в глазах народа. История Иерусалимского храма закончилась в семидесятом году нашей эры, когда в ходе подавления еврейской революции его разрушили римские солдаты. Напоминанием о былом величии святилища Соломона сегодня служит «Стена плача» — западная стена храма, специально оставленная захватчиками нетронутой. Чтобы своим видом напоминать, как опасно поднимать бунт против Римской империи.
Первоначально осуществить строительство Иерусалимского храма желал ветхозаветный царь и пророк Давид, но Бог запретил ему возвести святилище, так как Давид много воевал и его руки не раз были обагрены человеческой кровью. Давид, расстроенный запретом, тем не менее подготовил для строительства все необходимые материалы, чтобы облегчить дело строительства своему сыну и наследнику — Соломону.
До возведения храма иудеи совершали богослужение в Скинии — так назывался шатёр, изготовленный по указанию пророка Моисея в годы сорокалетнего странствия евреев по пустыне. Скиния состояла из трёх частей: внешнего двора, святилища и Святое святых. Во дворе скинии находились во время богослужения все собравшиеся. В святилище имели право входить только священники. Святое святых — главную часть скинии — мог посещать только первосвященник и только раз в год. Храм Соломона повторял устройство скинии — в нём тоже были внешний двор, святилище и Святое святых.
Вот этой самой главной части Иерусалимского храма апостол Павел уделяет в прозвучавшем чтении особое внимание. Услышанный нами отрывок из послания к евреям является традиционным богослужебным чтением для нескольких праздников в честь Богородицы. Прежде всего — для праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Для этого имеется веская причина. Ведь ветхозаветная скиния традиционно считается символом Божией Матери. Как в скинии обитал Бог, так и в Деве Марии Духом Святым был зачат Сын Божий Иисус Христос.
Скиния усилиями царя Соломона превратилась в Иерусалимский храм. Именно туда, согласно преданию, состарившиеся родители Девы Марии, Иоаким и Анна, решили отдать свою юную дочь на воспитание — что было для евреев Ветхого Завета делом обычным. При храме имелся приют для девочек-сирот и тех, чьи родители были стары или больны. Первосвященник, которому Иоаким и Анна передали свою дочь, к всеобщему удивлению, решил ввести Деву Марию внутрь храма Соломона, что было запрещено, а также показал ей Святое святых — главную часть храма. Данное действие с точки зрения Моисеева закона было совершенно недопустимым.
Первосвященник действовал по вдохновению Божию. Это был очень смелый поступок. Ведь, как мы выяснили, в Святое святых мог заходить только первосвященник и только раз в год. Но Дева Мария оказалась в самом сердце храма, конечно же, неслучайно. Святое святых ко времени эпохи Боговоплощения лишилось своей главной составляющей — ковчега завета, важнейшей святыни Израиля. Ковчег, в котором лежали каменные скрижали Моисея, жезл Аарона и иные реликвии, исчез во время вторжения вавилонских войск. Ковчег был, конечно, важен сам по себе. Но в то же время являлся символом совершенной святости. Воплощением такой святости и стала Дева Мария — Новый ковчег завета. Уже не только для Израиля, но и для всего мира.
Святое святых иудеи воспринимали как место постоянного присутствия Бога. А Дева Мария была избрана Господом для того, чтобы родить Спасителя мира, Иисуса Христа. Вот почему апостол Павла использует образ Святое святых для объяснения смысла служения Богоматери. А отрывок Послания к евреям читается на богослужении в дни богородичных праздников — в том числе и в день Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер