
Евр., 304 зач., I, 10 — II, 3.
Глава 1.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок апостольского Послания к Евреям состоит в основном из воспроизведения Псалтыри, что, конечно же, неудивительно, ведь адресаты послания — евреи — прекрасно знали эту книгу, а потому она здесь используется для приведения аргументов по очень важному вопросу: что является большим Ветхий Завет или слова Христа? К чему должно быть больше доверия? Что необходимо исполнять в первую очередь?
Для народа Израиля Моисей и его книги были абсолютным и непререкаемым авторитетом. До сих пор религиозная мысль иудаизма базируется на том, что написано в Пятикнижии. В сравнении с этими книгами всё прочее — и остальные библейские книги, и толкования — вторично. Причина такого отношения к словам Моисея понятна: ведь сам еврейский народ как единая национальная общность сформировался во время странствования по пустыни, его основным законом стал закон, который получил от Бога Моисей в начале этого непростого путешествия. Люди много столетий старались жить по этому закону, он стал неотъемлемой частью народной жизни, вокруг него выстроились различные традиции и обычаи, конечно, не всегда всё было гладко, случались и уклонения от закона, но общая канва была именно такой. Более того, именно закон Моисея позволил народу Израиля сохранить свою самобытность и не смешаться с окружающими его языческими племенами. Впрочем, ко времени Христова Пришествия, часть израильского народа была утрачена, виной тому послужил ассирийский плен, из которого не вернулись десять северных израильских колен. У этого исчезновения в плену были свои причины: десять колен отошли от Иерусалима как политически, так и религиозно. И первое, и второе было оправдано историческими причинами, но религиозное отделение было прямым нарушением закона Моисея. Вообще, всякий раз, когда Израиль грубо нарушал этот закон, он подвергался неизбежному наказанию от Бога. Все израильтяне прекрасно об этом помнили. Это была в буквальном смысле генетическая память.
Каким образом можно было проповедовать христианство этим людям? Ведь христианство говорит о том, что закон Моисея утратил своё довлеющее значение, конечно, не в смысле нравственных истин, они были, есть и будут непреложны, а в смысле обрядов и жертвоприношений. Но израильтяне прекрасно знали, что с ними бывает, если они перестают соблюдать этот закон. Как быть? Один из возможных путей предлагает Послание к Евреям: оно через Священное Писание Ветхого Завета доказывает, что Христос выше всех, что Он Бог, а потому Его слово несравненно выше слов Моисея, выше оно и ангельского благовестия. Апостол задаётся риторическим вопросом: если за неисполнение повелений Ветхого Завета было неизбежное наказание, то что будет, если ослушаться Христа, ведь Он не ангел и не человек, Он — Воплощённый Бог? Ответ ясен, он очевиден для всякого разумного человека.
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О служении Александра Княжевича

Сегодня 22 октября. В этот день в 1792 году родился русский государственный деятель, министр финансов, сенатор Александр Княжевич.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Княжевич — русский государственный деятель, одно время занимавший пост министра финансов с 58 по 59 год XIX столетия, сенатор, член Госсовета.
Что можно сказать об Александре Максимовиче? Человек умеренных взглядов, он избегал крайностей,и поэтому принёс немало пользы России во времена реформ Александра II, отмены крепостного права, сложных вопросов финансов. Он держался умеренности, поддерживая те проекты, которые помогали России оставаться стабильной, и не шёл на риски.
И понимал, что для государства самое главное — умеренность и аккуратность, стабильность, умение избегать тех неоправданных рисков, которые сулят золотые горы, а завершиться могут коллапсом и фиаско.
Но факт остаётся фактом. Если ты оказался на государственной службе, будь созидателем, всегда придерживайся системного подхода. Сам вкладывай свою лепту в служение Отечеству, в том, чтобы, сохраняя сердечный мир, ясность ума и спокойствие души, позитивно влиять на окружающих в наше непростое, турбулентное время.
Все выпуски программы Актуальная тема