
Евр., 304 зач., I, 10 — II, 3.
Глава 1.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок апостольского Послания к Евреям состоит в основном из воспроизведения Псалтыри, что, конечно же, неудивительно, ведь адресаты послания — евреи — прекрасно знали эту книгу, а потому она здесь используется для приведения аргументов по очень важному вопросу: что является большим Ветхий Завет или слова Христа? К чему должно быть больше доверия? Что необходимо исполнять в первую очередь?
Для народа Израиля Моисей и его книги были абсолютным и непререкаемым авторитетом. До сих пор религиозная мысль иудаизма базируется на том, что написано в Пятикнижии. В сравнении с этими книгами всё прочее — и остальные библейские книги, и толкования — вторично. Причина такого отношения к словам Моисея понятна: ведь сам еврейский народ как единая национальная общность сформировался во время странствования по пустыни, его основным законом стал закон, который получил от Бога Моисей в начале этого непростого путешествия. Люди много столетий старались жить по этому закону, он стал неотъемлемой частью народной жизни, вокруг него выстроились различные традиции и обычаи, конечно, не всегда всё было гладко, случались и уклонения от закона, но общая канва была именно такой. Более того, именно закон Моисея позволил народу Израиля сохранить свою самобытность и не смешаться с окружающими его языческими племенами. Впрочем, ко времени Христова Пришествия, часть израильского народа была утрачена, виной тому послужил ассирийский плен, из которого не вернулись десять северных израильских колен. У этого исчезновения в плену были свои причины: десять колен отошли от Иерусалима как политически, так и религиозно. И первое, и второе было оправдано историческими причинами, но религиозное отделение было прямым нарушением закона Моисея. Вообще, всякий раз, когда Израиль грубо нарушал этот закон, он подвергался неизбежному наказанию от Бога. Все израильтяне прекрасно об этом помнили. Это была в буквальном смысле генетическая память.
Каким образом можно было проповедовать христианство этим людям? Ведь христианство говорит о том, что закон Моисея утратил своё довлеющее значение, конечно, не в смысле нравственных истин, они были, есть и будут непреложны, а в смысле обрядов и жертвоприношений. Но израильтяне прекрасно знали, что с ними бывает, если они перестают соблюдать этот закон. Как быть? Один из возможных путей предлагает Послание к Евреям: оно через Священное Писание Ветхого Завета доказывает, что Христос выше всех, что Он Бог, а потому Его слово несравненно выше слов Моисея, выше оно и ангельского благовестия. Апостол задаётся риторическим вопросом: если за неисполнение повелений Ветхого Завета было неизбежное наказание, то что будет, если ослушаться Христа, ведь Он не ангел и не человек, Он — Воплощённый Бог? Ответ ясен, он очевиден для всякого разумного человека.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема