
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 306 зач., II, 11-18.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение читается в богослужебном году как минимум дважды: в праздник Благовещения и Страстную пятницу. И если Благовещение — это день, в который Христос был зачат, то в Страстную пятницу Он умер на кресте. Для обычного человека подобный подход был бы попросту немыслим. Как можно одним и тем же текстом сопровождать зачатие и смерть, ведь первое — повод для радости, а второе — для отчаяния. Но Иисус Христос не обычный человек. То есть про Него, конечно, можно сказать, что Он самый настоящий человек. Более того, можно сказать, что Он именно таков, каким Бог человека задумал изначально, то есть даже более настоящий человек чем мы. Ведь мы поражены грехом и наша воля уже не такова, какой была у первозданного Адама. Для нас послушание Богу трудно, а для Христа оно было естественным.
Однако кроме того, что Христос настоящий человек — Он так же и настоящий Бог. Бог, ставший человеком. Именно этот последний факт позволяет прочитать один и тот же текст в дни, которые кажутся максимально противоположными по содержанию.
Читая этот отрывок в контексте Благовещения, мы радуемся тому, что Бог не постыдился стать такими же как мы. Для сравнения, греческий философ Плотин стеснялся того, что у него было тело. Он полагал, что для души быть связанной с материальным миром — это унижение. Именно поэтому многим людям было так трудно поверить, что Бог мог снизойти до воплощения... Но именно поэтому апостол говорит о нем с такой радостью.
Однако чтение на этом не заканчивается. Люди не только причастны плоти и крови, в результате греха они стали смертны. Воплощение же совершено не только для того, чтобы явить миру истинного человека, но и для того, чтобы спасти тех, кто от своей истинности, от своего предназначения так или иначе отказался.
Когда мы сегодня говорим о смерти человека, мы воспринимаем ее как трагедию, потому что уверены, что по настоящему смерти быть не должно. Да и апостол называет ее последним врагом. Но со Христом все оказывается несколько иначе. Мы в ужасе бежим от смертного часа, но Христос говорит о нем: «для этого часа Я и пришел». Чем ближе к Пасхе, тем отчетливее в богослужебных текстах звучат параллельно две мысли: смерть Христа ужасная трагедия, Он не желал умирать, но Он родился для того, чтобы умереть и свободно на это пошел. Когда человек рождается в мир, мы уже знаем, что когда-нибудь он умрет. При всем ужасе этой мысли, она довольно очевидна. Но вряд ли мы можем сказать, что человек родился для смерти. Однако Богочеловек Христос родился для того, чтобы прожить жизнь в послушании Отцу, проповедовать Царство Божие, собрать общину учеников и, наконец, взойдя на крест — умереть. В сегодняшнем чтении эта мысль выражена предельно ясно. Христос умирает, чтобы «смертью лишить силы того, кто имеет державу смерти, то есть дьвола». Как истинный человек он умирает по-настоящему, то есть Его душа и тело разлучаются. Но так как они соединены с Божеством смерть оказывается бессильной и лишается своей власти. Как человек, Христос не желал смерти, но как Бог Он ее победил. Весть о Боге, Который приходит в мир, как человек — поистине является благой, но свою полноту она обретает тогда, когда Он проходит с человеком весь путь от рождения до смерти, освящая и преображая его.
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О святых и святынях Казанской земли

Сегодня 17 октября. Собор Казанских святых.
О святых и святынях Казанской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В Соборе Казанских святых мы видим множество угодников Божиих, которые самым решительным образом повлияли на православие в России. Это и святители Гурий, Варсонофий, это и святейший Патриарх Ермоген, который обрёл Казанскую икону Божией Матери и который, став патриархом, рассылал письма, воодушевляя русский народ на сопротивление польской интервенции.
В Соборе святых Казанской земли — множество новомучеников и исповедников Церкви Христовой XX века. И во главе новомучеников также стоит выдающийся митрополит Кирилл Смирнов, который по завещанию Патриарха Тихона был первым в списке местоблюстителей патриаршего престола. И только арест митрополита Кирилла воспрепятствовал тому, чтобы он занял пост местоблюстителя и впоследствии был бы избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Взирая на сонм казанских святых, озаряемых Казанской иконой Божией Матери, будем молиться всем им — и древним святым, и современным, чтобы они уберегли нас от суеверий и расколов, от неверия и хулы, и чтобы по нашей молитве и по нашей вере все они, как только мы к ним обратимся, по слову преподобного Амвросия Оптинского, положили за нас поклон у престола Царя Небесного, если мы с верой обратимся к ним.
Все выпуски программы Актуальная тема