
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 306 зач., II, 11-18.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение читается в богослужебном году как минимум дважды: в праздник Благовещения и Страстную пятницу. И если Благовещение — это день, в который Христос был зачат, то в Страстную пятницу Он умер на кресте. Для обычного человека подобный подход был бы попросту немыслим. Как можно одним и тем же текстом сопровождать зачатие и смерть, ведь первое — повод для радости, а второе — для отчаяния. Но Иисус Христос не обычный человек. То есть про Него, конечно, можно сказать, что Он самый настоящий человек. Более того, можно сказать, что Он именно таков, каким Бог человека задумал изначально, то есть даже более настоящий человек чем мы. Ведь мы поражены грехом и наша воля уже не такова, какой была у первозданного Адама. Для нас послушание Богу трудно, а для Христа оно было естественным.
Однако кроме того, что Христос настоящий человек — Он так же и настоящий Бог. Бог, ставший человеком. Именно этот последний факт позволяет прочитать один и тот же текст в дни, которые кажутся максимально противоположными по содержанию.
Читая этот отрывок в контексте Благовещения, мы радуемся тому, что Бог не постыдился стать такими же как мы. Для сравнения, греческий философ Плотин стеснялся того, что у него было тело. Он полагал, что для души быть связанной с материальным миром — это унижение. Именно поэтому многим людям было так трудно поверить, что Бог мог снизойти до воплощения... Но именно поэтому апостол говорит о нем с такой радостью.
Однако чтение на этом не заканчивается. Люди не только причастны плоти и крови, в результате греха они стали смертны. Воплощение же совершено не только для того, чтобы явить миру истинного человека, но и для того, чтобы спасти тех, кто от своей истинности, от своего предназначения так или иначе отказался.
Когда мы сегодня говорим о смерти человека, мы воспринимаем ее как трагедию, потому что уверены, что по настоящему смерти быть не должно. Да и апостол называет ее последним врагом. Но со Христом все оказывается несколько иначе. Мы в ужасе бежим от смертного часа, но Христос говорит о нем: «для этого часа Я и пришел». Чем ближе к Пасхе, тем отчетливее в богослужебных текстах звучат параллельно две мысли: смерть Христа ужасная трагедия, Он не желал умирать, но Он родился для того, чтобы умереть и свободно на это пошел. Когда человек рождается в мир, мы уже знаем, что когда-нибудь он умрет. При всем ужасе этой мысли, она довольно очевидна. Но вряд ли мы можем сказать, что человек родился для смерти. Однако Богочеловек Христос родился для того, чтобы прожить жизнь в послушании Отцу, проповедовать Царство Божие, собрать общину учеников и, наконец, взойдя на крест — умереть. В сегодняшнем чтении эта мысль выражена предельно ясно. Христос умирает, чтобы «смертью лишить силы того, кто имеет державу смерти, то есть дьвола». Как истинный человек он умирает по-настоящему, то есть Его душа и тело разлучаются. Но так как они соединены с Божеством смерть оказывается бессильной и лишается своей власти. Как человек, Христос не желал смерти, но как Бог Он ее победил. Весть о Боге, Который приходит в мир, как человек — поистине является благой, но свою полноту она обретает тогда, когда Он проходит с человеком весь путь от рождения до смерти, освящая и преображая его.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер