
Апостол Павел
Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.
Глава 11.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Слова апостола Павла смело можно назвать гимном вере. В преддверии Рождества Христова этот гимн приобретает ярко выраженный смысл. У апостола примеры веры из истории, начиная с Авраама, словно драгоценные бусины нанизываются на нить — чтобы явить слушателям это великолепное колье во всей его красе. Но что же является этой нитью, которая проходит сквозь века и тысячелетия — и даже когда истлели кости праотцев, она так и остаётся без малейших изменений?
Быть может, речь о вере в Бога? Но для доиндустриального человека атеизм был чем-то вроде разновидности уродства — только не физического, а духовного. Ну да, всегда есть определённое число людей, которые рождаются неполноценными — или в силу обстоятельств становятся таковыми: также встречаются и те, у кого есть некая патология главного органа веры — сердца. Но на протяжение всей истории человечества — за исключением, пожалуй, двух — максимум трех последних веков — не верить в Бога, духовный мир, иные, нематериальные силы было столь же чудно, как сегодня ходить в шортах по лютому морозу.
Быть может, тогда апостол говорит о вере как особом состоянии человека, состоянии сонастроенности Живому Богу — только при котором и можно иметь невероятное (!) мужество идти на риск делать то, в чем никаких гарантий нет — кроме самой веры? Как это состояние можно описать?
У преподобного Иоанна Лествичника есть такая мысль: «верующий — не тот, кто думает, что Богу всё возможно, но кто верует, что получит от Него то, что просит». Здесь святой разворачивает вектор веры из области познавательной, рациональной — в область жизненную, практическую. Хороший музыкант — не тот, у кого пятёрка по теории музыки, а тот, при игре которого зал замирает.
Каждый из упомянутых апостолом библейских персонажей умел виртуозно сыграть на струнах своего сердца эту мелодию веры. Каждый вносил в неё что-то своё — не разрушая общий строй, но украшая и развивая главную тему. И тот, кому была знакома эта мелодия — идущая из глубины веков, бережно передававшаяся из поколения в поколение — сумел распознать в Иисусе первоисточник этой песни — песни сердца о том, что Бог — верит в человека, даже тогда, когда сам человек эту веру давно утратил!
В преддверии Рождества Христова хочется всем пожелать, чтобы житейский шум праздничных дней не заглушил эту тихую мелодию библейской веры — ведь только верой мы можем пройти по водам очевидной безнадёжности к твердому берегу нашего упования!
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема











