
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Еф., 223 зач., III, 8-21.
Глава 3.
8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово 9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, 10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, 11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, 12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, 15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, 16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, 18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел писал свое послание в Эфес по время пребывания в заключении. Ученые расходятся во мнении относительно того, во время какого именно из своих пребываний под стражей апостол написал это послание. Но это, в общем-то, не играет большой роли, важно же то, что само по себе нахождение в заключении наложило определенный отпечаток на текст послания.
Павел, конечно же, не мог знать о своей дальнейшей судьбе, он находился в состоянии некоторого отчаяния и потому его послание к христианам Эфеса имеет отпечаток особой проникновенности, апостол пишет так, как будто это его последние слова, некоторые места послания звучат как завещание духовным детям.
Сегодняшний отрывок, особенно его вторая половина, как раз из таких мест.
Павел говорит о своей горячей молитве за христиан Эфеса: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа». Особенно же любопытен предмет его молитвы. Он не просит Бога укрепить своих адресатов в вере, не просит он и более приземленных вещей, скажем, здоровья и всяческого благополучия. Содержание апостольской молитвы радикально отличается от привычных современным христианам молитвенных тем. Он умоляет Бога дать эфесянам «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» и «верою вселиться Христу в сердца ваши» для того, чтобы они «могли постигнуть [...], что́ широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову».
Написанное апостол звучит очень красиво и необычайно возвышенно. Но что означают эти, бесконечно далекие от наших, молитвенные прошения? «Внутренний человек» здесь противопоставлен внешнему точно также, как новый человек противопоставляется в христианской письменности человеку ветхому. Внутренний человек — это тот, кто возрожден благодатью крещения, но эта благодать не действует безусловно, об этом знает каждый христианин, внутренний человек нуждается в постоянной заботе и, что наиболее важно в поддержке Духа Святого. Именно об этом и просит апостол Павел Бога. В следующем своем прошении он переходит к следующему этапу духовного возрастания, он просит о вселении Христа в сердца эфесян через веру, то есть о том, чтобы в них действовали не обычные для всякого человека страсти и похоти, а Сам Христос. Чтобы все их действия и мысли были не под властью греха, но Христовыми. А нужно это все не для чего иного, как для того, чтобы познать любовь Божию, познать то, что превосходит возможности человеческого познания и потому не поддается описанию никаким человеческим языком.
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час