Еф., 220 зач., II, 4-10.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены,
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок апостол Павел начинает с рассуждений о том, что сделал Христос для каждого из нас. По своей любви Он спас нас от смерти. Речь идёт не столько о физической смерти, сколько о состоянии смертности, которое живёт в каждом человеке и проявляет себя в виде ощущения тоски, пустоты, одиночества. Мы можем выглядеть живее живых, бегать, прыгать, суетиться, но при этом внутри быть наполнены болью, испытывать муки отчуждения от окружающих нас людей и от Бога. Смерть физическая — нередко всего лишь кульминация этого состояния. Благодаря воплощению, смерти и воскресению Спасителя в мир пришла Божественная благодать. Это то единственное лекарство, которое может исцелить нашу душевную болезнь. Наполнить нашу душу радостью и светом, соединить с людьми и Богом. Благодать становится доступна человеку, если он уверовал во Христа и стал участником Его Церкви.
Однако это не означает, что единственное, что от нас требуется, — это согласиться с учением Церкви, принять Крещение и ходить в храм для участия в таинствах. Апостол Павел говорит о том, что у нас есть предназначение, которому мы должны следовать, чтобы божественная благодать поселилась в нашем сердце. По его словам, мы созданы для исполнения добрых дел. Конечно же, речь идёт об исполнении Евангельской заповеди о служении ближним. Именно для этого Бог нас создал, в этом заключается Его воля о каждом человеке. Исполняешь Евангелие — открываешь своё сердце для мира, покоя и света. Не исполняешь — твоя душа остаётся в области смертности, ты чувствуешь себя одиноким и покинутым, даже если тщательно исполняешь все церковные обряды.
Как же эту добродетель осуществлять на практике? Можно вспомнить о важной рекомендации, которую встречаем как в Евангелии, так и у христианских святых. Нам необходимо научиться жить одним днём. Это не означает, что я могу творить сегодня, что хочу, а завтра, хоть потоп. Речь о том, что каждый новый день готовит для меня ряд ситуаций, в которых я буду встречаться с конкретными людьми: родными, близкими, знакомыми или случайными прохожими. Я могу относиться к этим встречам или как к бессмысленным столкновениям, или же воспринимать каждую как возможность исполнить Евангелие. Кого-то поддержать, поблагодарить, помочь словом или делом. С кем-то быть честным, сдержанным, терпеливым. Кому-то не ответить злом на зло, возможно, попросить прощения. И так далее. Главное, что каждую свою реакцию на любого человека, который встречается мне сегодня, на его просьбы, слова, поведение я должен сверять с Евангелием. Так и рождается навык делать добро. Как говорит святитель Тихон Задонский, «добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим». То есть лишь от моего отношения зависит то, как я проведу свой день. Именно от меня зависит, будет он наполнен нелепыми стечениями обстоятельств и превратится ещё в одни бессмысленные и непонятные 12 световых часов, в день Сурка. Или же мой день станет чем-то вроде полосы препятствий, двигаясь по которой, я выполняю разного рода сложности задания, открываясь с каждым разом всё больше и больше свету божественной благодати. Один день настоящей христианской жизни — это не так много. У всех у нас есть возможность забыть, что было вчера, не думать о том, что будет завтра и побыть служителями Христа только сегодня. Тем более, что и Бог даёт мне силы именно на один день. Но именно из таких «сегодня» и складывается вся наша жизнь, а, следовательно, зависит и участь моей души в вечности.
Поддержать социальную работу Церкви

До рождения первого ребёнка Ольга, жительница города Казани, работала юристом. А потом захотела попробовать себя в творчестве, и пошла учиться на керамиста. Со временем это неожиданное увлечение превратилось в большое доброе дело. Ольга — человек верующий, ходит в храм Серафима Саровского, и однажды местный священник предложил ей пойти и помочь в мастерской, где занимаются с особенными детьми. Женщина прислушалась к совету и провела для ребятишек с инвалидностью творческое занятие. Ольгу настолько это впечатлило, что она, посоветовавшись со батюшкой, решила организовать подобный проект при храме Серафима Саровского.
Так в городе Казани появился Центр духовного и творческого развития «Перемена», поддержанный Русской Православной Церковью. Сегодня в нём действуют гончарная, свечная, кожевенная, кулинарная мастерские и даже киностудия. Вместе здесь занимаются дети с особенностями развития и ребята из воскресной школы. Один мальчик с аутизмом, Ваня, когда только начал посещать мастерские, был скованным и замкнутым. А сейчас, спустя два года, он приходит сюда с большой радостью — обнимает всех педагогов и общается с другими детьми.

Поддержку в центре «Перемена» находят не только дети, но и подростки с инвалидностью. Ребята с 16 лет учатся профессионально создавать изделия из воска, керамики, гипса и кожи, а затем реализуют свою продукцию. Они осознают, что сами могут делать качественный продукт, который захотят купить.
Центр «Перемена» — один из многих благотворительных проектов Русской Православной Церкви. Поддержать его и другие добрые инициативы можно на сайте Синодального отдела по благотворительности. Ваша помощь позволит изменить жизни тысяч людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Современные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о том, как строятся православные храмы сегодня, как развивается храмовая архитектура и как, сохраняя традиции, создавать современные церковные пространства.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Иеромонах Ириней (Пиковский)
У нас в гостях был насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский).
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о выборе монашества и священнического служения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер







