
Еф., 220 зач., II, 4-10.
Глава 2.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены,
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок апостол Павел начинает с рассуждений о том, что сделал Христос для каждого из нас. По своей любви Он спас нас от смерти. Речь идёт не столько о физической смерти, сколько о состоянии смертности, которое живёт в каждом человеке и проявляет себя в виде ощущения тоски, пустоты, одиночества. Мы можем выглядеть живее живых, бегать, прыгать, суетиться, но при этом внутри быть наполнены болью, испытывать муки отчуждения от окружающих нас людей и от Бога. Смерть физическая — нередко всего лишь кульминация этого состояния. Благодаря воплощению, смерти и воскресению Спасителя в мир пришла Божественная благодать. Это то единственное лекарство, которое может исцелить нашу душевную болезнь. Наполнить нашу душу радостью и светом, соединить с людьми и Богом. Благодать становится доступна человеку, если он уверовал во Христа и стал участником Его Церкви.
Однако это не означает, что единственное, что от нас требуется, — это согласиться с учением Церкви, принять Крещение и ходить в храм для участия в таинствах. Апостол Павел говорит о том, что у нас есть предназначение, которому мы должны следовать, чтобы божественная благодать поселилась в нашем сердце. По его словам, мы созданы для исполнения добрых дел. Конечно же, речь идёт об исполнении Евангельской заповеди о служении ближним. Именно для этого Бог нас создал, в этом заключается Его воля о каждом человеке. Исполняешь Евангелие — открываешь своё сердце для мира, покоя и света. Не исполняешь — твоя душа остаётся в области смертности, ты чувствуешь себя одиноким и покинутым, даже если тщательно исполняешь все церковные обряды.
Как же эту добродетель осуществлять на практике? Можно вспомнить о важной рекомендации, которую встречаем как в Евангелии, так и у христианских святых. Нам необходимо научиться жить одним днём. Это не означает, что я могу творить сегодня, что хочу, а завтра, хоть потоп. Речь о том, что каждый новый день готовит для меня ряд ситуаций, в которых я буду встречаться с конкретными людьми: родными, близкими, знакомыми или случайными прохожими. Я могу относиться к этим встречам или как к бессмысленным столкновениям, или же воспринимать каждую как возможность исполнить Евангелие. Кого-то поддержать, поблагодарить, помочь словом или делом. С кем-то быть честным, сдержанным, терпеливым. Кому-то не ответить злом на зло, возможно, попросить прощения. И так далее. Главное, что каждую свою реакцию на любого человека, который встречается мне сегодня, на его просьбы, слова, поведение я должен сверять с Евангелием. Так и рождается навык делать добро. Как говорит святитель Тихон Задонский, «добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим». То есть лишь от моего отношения зависит то, как я проведу свой день. Именно от меня зависит, будет он наполнен нелепыми стечениями обстоятельств и превратится ещё в одни бессмысленные и непонятные 12 световых часов, в день Сурка. Или же мой день станет чем-то вроде полосы препятствий, двигаясь по которой, я выполняю разного рода сложности задания, открываясь с каждым разом всё больше и больше свету божественной благодати. Один день настоящей христианской жизни — это не так много. У всех у нас есть возможность забыть, что было вчера, не думать о том, что будет завтра и побыть служителями Христа только сегодня. Тем более, что и Бог даёт мне силы именно на один день. Но именно из таких «сегодня» и складывается вся наша жизнь, а, следовательно, зависит и участь моей души в вечности.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер