Еф., 224 зач., IV, 7-13.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел говорит о тех служениях, которые существуют в христианской Церкви. У кого-то из верующих административный талант, кто-то прекрасный оратор и проповедник, кто-то обладает глубокой духовной интуицией и полностью посвящает себя пастырскому служению. И здесь важно выделить один момент: по мысли апостола, какими бы добродетелями человек не обладал, всё это не столько его личная заслуга, сколько действие благодати Божией. С ее помощью Господь восполняет нас: преумножает наши таланты и обращает даже наши немощи и недостатки на пользу окружающим.
Как же получить эту благодать? Из слов апостола следует, что Господь дает ее Своим ученикам не за то, что они вдруг по каким-то причинам захотели достичь совершенства, стать в глазах окружающих замечательными во всех отношениях. Но лишь за то, что они от всего сердца стремятся послужить делу проповеди Евангелия и утверждения Церкви Христовой. Все свои силы они готовы положить на то, чтобы привести собратьев в единство веры, то есть, передать им истины о Боге, а также направить менее опытных участников Церкви по верному духовному пути, идя по которому они могли бы стать достойными членами братства, достичь духовной зрелости, подобно той, которая была явлена во Христе.
Это очень примечательно. С глубокой древности человек стремится к совершенству. Любая философская система включала в себя такой раздел как этика, проще говоря, правила нравственности. Любой мыслитель рассуждал не только об устройстве этого мира, не только поднимал вопрос о существовании Бога, но и указывал на то, как необходимо вести себя, чтобы приобрести подлинную жизненную мудрость, быть уважаемым среди людей, добиться признания, избавиться от собственных внутренних проблем, которые мешают нам налаживать коммуникацию с окружающими и чувствовать себя комфортно и уверенно. К подобному мы стремимся и сейчас. Не за этим ли мы обращаемся к разного рода коучам, идем к психологам, психотерапевтам, принимаем участие в различных психологических тренингах и марафонах? Мы хотим быть эффективными, успешными, наполненными жизнью, хотим быть признанными. Увы, но зачастую, двигаясь в этом направлении, человек попадает в ловушку собственного эгоизма. Вроде бы он приобретает навыки, которые позволяют ему комфортно существовать, не переживать по мелочам, но эти навыки становятся не столько добродетелями, сколько бременем для окружающих.
Поэтому сегодня апостол и напоминает нам, что добиться подлинного совершенства мы можем лишь в том случае, если работаем над собой не ради самих себя и собственного комфорта, но в первую очередь ради Христа и Его Церкви. Лишь тогда мы преображаемся «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Ведь те качества, которые мы приобретаем на этом пути, обильно разбавленные божественной благодатью, становятся подлинными добродетелями на радость не только нам, но и нашим ближним.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 264 зач., II, 1-8
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Глаза боятся — руки делают», — гласит народная мудрость. Действительно, мы иногда впадаем в прострацию, видя, какие труды нам предстоят. Но при должном отношении (в особенности с Божьей помощью) всё является преодолимым и возможным. В этом неоднократно убеждался апостол Павел. О своём опыте он, в частности, упоминает в отрывке из 2-й главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
В древнем городе Фессалоники апостол Павел оказался после не слишком успешной, на первый взгляд, проповеди в ещё одном греческом полисе — Филиппах. Сложно сказать, какие эмоции испытывал святой. Ведь в Филиппы он был призван через самое настоящее мистическое явление. Некий муж, одетый и говорящий как житель древней Македонии, обратился к Павлу с призывом прийти и проповедовать в этой земле. И конкретно — в Филиппах, первом поселении Европы, где прозвучал голос апостола.
Павел, можно предположить, надеялся, что миссия его на европейском континенте начнётся беспрепятственно. Ведь святой, что называется, получил свыше особое приглашение. Но не одно доброе дело без искушений не обходится. Ведь благодать Божия не упраздняет свободы человеческой воли, даже проявляющей себя в негативном ключе. Вот и Павел столкнулся с греховным противодействием в Филиппах, откуда оказался изгнан врагами Церкви. В Фессалониках, таким образом, апостол вместе с учениками оказался вынужденно и не слишком надолго. Тут тоже довольно скоро обнаружила себя партия противников христианской проповеди.
Но вот интересный факт. Что в Филиппах, что в Фессалониках, в конце концов, несмотря на всё сопротивление, правда всё же восторжествовала. В обоих городах появились христианские общины, со временем превратившиеся в крупные поместные церкви. И Павел впоследствии с искренней теплотой отзывался о христианах Филипп и Фессалоник, ставя их в пример иным последователям Спасителя.
Что же особенно радовало апостола? Прежде всего, искренность его первых европейских учеников, отсутствие у них какой-либо религиозной меркантильности. Филиппийские и фессалоникийские христиане никогда не кичились, не хвалились духовными дарованиями. Они терпеливо и кротко созидали христианские сообщества в своих городах, с милосердием откликаясь на нужды и единоверцев, и язычников.
Опыт апостола Павла способен принести несомненную пользу и нам. Прежде всего, он напоминает о недопустимости отчаяния. Святой встречал на пути своего служения множество препятствий, терпел неудачи, но продолжал искренне служить Богу. И, в конце концов, ещё при жизни увидел добрые плоды потраченных усилий. Так же призваны действовать и мы с вами. Нам ведь иногда кажется, что жить по заповедям Божиим сложно и в практическом отношении невыгодно. Ведь, на первый взгляд, лучше и сытнее живут те, кто готов принести в жертву собственную совесть ради достижения материального достатка. Но это всего лишь иллюзия. Богатство, нажитое неправедным путём, даже если не испаряется со временем, счастья своему обладателю не приносит.
Во-вторых, упомянутое время всё расставляет на свои места. И тот, кто старался жить в соответствии с заповедями Божиими, храня в чистоте совесть и проявляя милосердие к людям, познАет истинное счастье. Как познали его апостол Павел и иные подвижники Христовы. Ведь только Бог способен подарить человеку настоящую и неизбывную радость. Но она приходит лишь к тому, кто готов терпеливо трудиться, исполняя служение проводника благодати Святого Духа в этом мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер