Еф., 224 зач., IV, 7-13.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел говорит о тех служениях, которые существуют в христианской Церкви. У кого-то из верующих административный талант, кто-то прекрасный оратор и проповедник, кто-то обладает глубокой духовной интуицией и полностью посвящает себя пастырскому служению. И здесь важно выделить один момент: по мысли апостола, какими бы добродетелями человек не обладал, всё это не столько его личная заслуга, сколько действие благодати Божией. С ее помощью Господь восполняет нас: преумножает наши таланты и обращает даже наши немощи и недостатки на пользу окружающим.
Как же получить эту благодать? Из слов апостола следует, что Господь дает ее Своим ученикам не за то, что они вдруг по каким-то причинам захотели достичь совершенства, стать в глазах окружающих замечательными во всех отношениях. Но лишь за то, что они от всего сердца стремятся послужить делу проповеди Евангелия и утверждения Церкви Христовой. Все свои силы они готовы положить на то, чтобы привести собратьев в единство веры, то есть, передать им истины о Боге, а также направить менее опытных участников Церкви по верному духовному пути, идя по которому они могли бы стать достойными членами братства, достичь духовной зрелости, подобно той, которая была явлена во Христе.
Это очень примечательно. С глубокой древности человек стремится к совершенству. Любая философская система включала в себя такой раздел как этика, проще говоря, правила нравственности. Любой мыслитель рассуждал не только об устройстве этого мира, не только поднимал вопрос о существовании Бога, но и указывал на то, как необходимо вести себя, чтобы приобрести подлинную жизненную мудрость, быть уважаемым среди людей, добиться признания, избавиться от собственных внутренних проблем, которые мешают нам налаживать коммуникацию с окружающими и чувствовать себя комфортно и уверенно. К подобному мы стремимся и сейчас. Не за этим ли мы обращаемся к разного рода коучам, идем к психологам, психотерапевтам, принимаем участие в различных психологических тренингах и марафонах? Мы хотим быть эффективными, успешными, наполненными жизнью, хотим быть признанными. Увы, но зачастую, двигаясь в этом направлении, человек попадает в ловушку собственного эгоизма. Вроде бы он приобретает навыки, которые позволяют ему комфортно существовать, не переживать по мелочам, но эти навыки становятся не столько добродетелями, сколько бременем для окружающих.
Поэтому сегодня апостол и напоминает нам, что добиться подлинного совершенства мы можем лишь в том случае, если работаем над собой не ради самих себя и собственного комфорта, но в первую очередь ради Христа и Его Церкви. Лишь тогда мы преображаемся «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Ведь те качества, которые мы приобретаем на этом пути, обильно разбавленные божественной благодатью, становятся подлинными добродетелями на радость не только нам, но и нашим ближним.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница