
Севак Мирабян
Еще в начале воцерковления меня заинтересовала одна фраза из Ветхого Завета. Она там часто встречается: «Енох ходил перед Богом», или «Авраам ходил перед Богом». Эти слова применялись к фигурам из библейской истории, когда подчеркивалась их особая связь с Господом и вера во Всевышнего.
В то время я учился в православной гимназии преподобного Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре и только начинал познавать мир Православия. Помню, как все пытался понять, что значит «ходить перед Богом»? Ведь Бог и так везде... Это нужно, как-то специально ходить, шагать?..
Как-то раз услышал проповедь митрополита Антония Сурожского на сию тему. Она меня поразила. Его слова вдохновили попробовать так же ходить перед Богом. Можно сказать, я решился на эксперимент.
Суть его была проста: ходить перед Богом, по слову Владыки Антония, означает — каждую свою мысль, слово и начинание, посвящать Христу. Поступать так, будто Христос сопровождает тебя повсюду, видит и слышит тебя не просто с Небес, а прямо здесь, рядом, на земле.
Начался мой эксперимент над собой. В 6.30 у нас был подъем. Я проснулся с особым чувством, что сегодня необычный день. Зарядка на улице, молитва, завтрак, начало занятий в 08.30 утра. «Ходить пред Богом» у меня получилось только до обеда. После я понял, что все — не могу больше. Эксперимент закончился. Я его, можно сказать, провалил и запомнил на всю жизнь.
А теперь расскажу, что было за эти неполные 7 часов моих попыток ходить перед Всевышним:
Первое, что испытываешь: невероятное чувство Присутствия Бога и Его силы — оно необъяснимо сильно, жизнеутверждающе, подобно воздуху, наполняющему собой пространство, каждый атом, оно обволакивает каждое твое действие, слово, движение, мысль полнотой жизни. Осознаешь, что ни одна секунда не потрачена впустую, потому, что в каждой секунде Бог. Ни одно слово не сказано напрасно, потому что в каждом из них присутствует Он. Все движение твои перед Ним. Чувствуешь себя свободным от всего.
Второе — это беспрецедентное напряжение всех сил. Ведь ты ходишь перед безгранично святым Богом. Острое чувство своей греховности, ничтожности, несовершенства идут попутно с чувством ликующего трепета перед Тайной, которая так близка к тебе.
Отчасти я понял, насколько велики были герои Ветхого Завета, которые всю жизнь свою ходили перед Богом и насколько я выгляжу духовным пигмеем рядом с ними и многими святыми.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











