— Воробьёва Зинаида Григорьевна?
— Вас вызывает переговорный пункт междугородний. Вот тут распишитесь. Тут время. Тут вот...
— А откуда телеграмма?
— Польша. Гданск город.
— Гданьск?
— Гданск. Вот... распишитесь.
— А кто отправил? Фамилия чья?
— А тут не указывается. В разговоре узнаете. А сейчас распишитесь.
Огонёк надежды зажёг в душе Зинаиды Воробьёвой визит почтальона. Весточку из Польши женщина ждала очень давно. И теперь, держа дрожащими от волнения руками полоску тонкой бумаги, задаёт самой себе лишь один вопрос: неужели эту телеграмму действительно отправил ей тот, кого она столько лет искала? Так начинается кинофильм «Помни имя своё», снятый в 1974 году режиссёром Сергеем Колосовым. История узницы Освенцима, разлучённой в нацистском концлагере со своим пятилетним сыном, потрясла миллионы зрителей. Картина с огромным успехом прошла в международном прокате. И получила Государственную премию в нашей стране. Главные отечественные киножурналы того времени — «Советский экран» и «Искусство кино» — отмечали глубокую духовную наполненность фильма, благодаря которой эмоционально непростой, он в конце концов оставляет на душе светлые чувства.
К съёмкам картины «Помни имя своё» режиссёра Сергея Колосова подтолкнул польский документальный фильм под названием «Номер 149850» — о русских матери и сыне, разлучённых в концлагере и нашедших друг друга спустя много лет. Колосова поразила эта история. Он связался с музеем Освенцима, выяснил детали, пообщался с героями этой невероятной человеческой драмы. И решил художественно осмыслить реальные события.
Не стану скрывать: картина настолько пронзительная, что местами комок подступает к горлу. Но увидеть её хоть раз, на мой взгляд, обязательно нужно. Потому что режиссёру удалось рассказать далеко не только об ужасах фашизма. Но и о том, на какой подвиг способен человек, движимый любовью и состраданием. О материнском сердце, в котором никогда не умирает надежда. И прежде всего — о силе духа, благодаря которой человек остаётся человеком даже тогда, когда всё человеческое из него пытаются вытравить силой и даже имя заменяют набором безликих цифр. Выжившие узники Освенцима вспоминали, что момент, когда вместо имени им присваивался номер, становился той гранью, за которой многие теряли себя. В фильме «Помни имя своё» есть потрясающий до глубины души эпизод. Ночью, тайком, каждую секунду рискуя быть убитой лагерной охраной, Зинаида — главная героиня — пробирается к детскому бараку. Там — её сын. Она не видела его два месяца. Женщина подсовывает под дверь еду, которую чудом сумела достать — клубень сырого картофеля. И говорит сыну очень важные слова:
— Сыночек, если что случится, запомни, мальчик: твоё имя — Гена, фамилия Воробьёв, твоя родина — Советский Союз. Геночка! Я приду к тебе ещё, мальчик. Тебя зовут Гена Воробьёв!
Роль Зинаиды потрясающе исполнила Людмила Касаткина. За эту работу она удостоилась кинематографической премии имени братьев Васильевых и была признана лучшей актрисой 1975 года по версии журнала «Советский экран». Лента Сергея Колосова, безусловно, учит нас не забывать историю. Помнить её уроки. Но, пожалуй, главный смысл фильма лежит ещё глубже. Впрочем, не буду забегать вперёд. Уверен — вы всё поймёте и почувствуете сами.
Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд
В 1934 году на киностудии «Ленфильм» снимали картину «Инженер Гоф». Режиссёр Борис Шпис был счастлив: на одну из главных ролей ему удалось заполучить известного актёра ленинградского театра имени Пушкина — Василия Меркурьева. Нужно было отвезти ему сценарий картины, и режиссёр попросил об этой услуге свою ассистентку — Ирину Мейерхольд. Дочь знаменитого театрального режиссёра, Ирина Всеволодовна с юных лет шла по стопам отца. К моменту прихода на «Ленфильм» за её плечами уже был актёрский, режиссёрский и преподавательский опыт. Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой.
Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней.
Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». «Сама не знаю, как смогла такое написать», — смеялась впоследствии Ирина Всеволодовна. Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся. Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй!» Девушка смотрела на Меркурьева, и ей казалось, будто после долгой разлуки она встретилась с самым родным и близким человеком. «Я люблю его», — призналась сама себе в тот вечер Ирина. А через несколько дней Василий рассказал ей о своей любви. И предложил руку и сердце.
Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок. Их союз стал и семейным, и творческим. Вместе они преподавали сценическое мастерство молодым актёрам в театральных вузах Ленинграда, объездили едва ли не весь Советский Союз, создавая в провинции профессиональные театральные труппы. А потом пришёл 1939 год. Отца Ирины, Всеволода Мейерхольда, арестовали и расстреляли. Точно такая же участь постигла и родного брата Василия — Петра Меркурьева. Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м. Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр. Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. «Их отношения были каким-то чудом, — писал о родителях Пётр Васильевич Меркурьев. — Они прожили вместе больше сорока лет, и чувства их всегда оставались свежими».
После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много. Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке». А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу. По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы.
В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать. Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа. А в 1978-м Василия Васильевича не стало. Ирина Мейерхольд пережила супруга на три года. И всё это время жила только одной мыслью — о том, что в вечности они с Василием обязательно встретятся.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.
27 апреля. Об эпохе жизни святого Мученика Азата Персидского
Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Азата Персидского.
Об эпохе жизни святого, — священник Августин Соколовски.