
«Помни имя своё», студия Мосфильм, Zespol Filmowy, режиссёр Сергей Колосов
— Воробьёва Зинаида Григорьевна?
— Вас вызывает переговорный пункт междугородний. Вот тут распишитесь. Тут время. Тут вот...
— А откуда телеграмма?
— Польша. Гданск город.
— Гданьск?
— Гданск. Вот... распишитесь.
— А кто отправил? Фамилия чья?
— А тут не указывается. В разговоре узнаете. А сейчас распишитесь.
Огонёк надежды зажёг в душе Зинаиды Воробьёвой визит почтальона. Весточку из Польши женщина ждала очень давно. И теперь, держа дрожащими от волнения руками полоску тонкой бумаги, задаёт самой себе лишь один вопрос: неужели эту телеграмму действительно отправил ей тот, кого она столько лет искала? Так начинается кинофильм «Помни имя своё», снятый в 1974 году режиссёром Сергеем Колосовым. История узницы Освенцима, разлучённой в нацистском концлагере со своим пятилетним сыном, потрясла миллионы зрителей. Картина с огромным успехом прошла в международном прокате. И получила Государственную премию в нашей стране. Главные отечественные киножурналы того времени — «Советский экран» и «Искусство кино» — отмечали глубокую духовную наполненность фильма, благодаря которой эмоционально непростой, он в конце концов оставляет на душе светлые чувства.
К съёмкам картины «Помни имя своё» режиссёра Сергея Колосова подтолкнул польский документальный фильм под названием «Номер 149850» — о русских матери и сыне, разлучённых в концлагере и нашедших друг друга спустя много лет. Колосова поразила эта история. Он связался с музеем Освенцима, выяснил детали, пообщался с героями этой невероятной человеческой драмы. И решил художественно осмыслить реальные события.
Не стану скрывать: картина настолько пронзительная, что местами комок подступает к горлу. Но увидеть её хоть раз, на мой взгляд, обязательно нужно. Потому что режиссёру удалось рассказать далеко не только об ужасах фашизма. Но и о том, на какой подвиг способен человек, движимый любовью и состраданием. О материнском сердце, в котором никогда не умирает надежда. И прежде всего — о силе духа, благодаря которой человек остаётся человеком даже тогда, когда всё человеческое из него пытаются вытравить силой и даже имя заменяют набором безликих цифр. Выжившие узники Освенцима вспоминали, что момент, когда вместо имени им присваивался номер, становился той гранью, за которой многие теряли себя. В фильме «Помни имя своё» есть потрясающий до глубины души эпизод. Ночью, тайком, каждую секунду рискуя быть убитой лагерной охраной, Зинаида — главная героиня — пробирается к детскому бараку. Там — её сын. Она не видела его два месяца. Женщина подсовывает под дверь еду, которую чудом сумела достать — клубень сырого картофеля. И говорит сыну очень важные слова:
— Сыночек, если что случится, запомни, мальчик: твоё имя — Гена, фамилия Воробьёв, твоя родина — Советский Союз. Геночка! Я приду к тебе ещё, мальчик. Тебя зовут Гена Воробьёв!
Роль Зинаиды потрясающе исполнила Людмила Касаткина. За эту работу она удостоилась кинематографической премии имени братьев Васильевых и была признана лучшей актрисой 1975 года по версии журнала «Советский экран». Лента Сергея Колосова, безусловно, учит нас не забывать историю. Помнить её уроки. Но, пожалуй, главный смысл фильма лежит ещё глубже. Впрочем, не буду забегать вперёд. Уверен — вы всё поймёте и почувствуете сами.
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О творчестве писателя Павла Мельникова-Печерского

Сегодня 6 ноября. В этот день 1818 году родился русский писатель Павел Мельников-Печерский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Мельников-Печерский — удивительно глубокий человек, православный христианин, родившийся в Новгородской губернии, всю жизнь посвятил исследованиям русской духовности и, в частности, психологии раскола, оставаясь непоколебимым поборником Русской православной церкви.
Одна из самых интересных мыслей Павла Мельникова-Печерского — это глубокое убеждение, что некогда так называемые старообрядцы составят оплот новой России, ибо в их среде он подмечал немало положительных черт: внутреннюю строгость, убеждённость, жертвенность, крепкую волю, приверженность преданиям старины глубокой.
А вместе с тем в его главных произведениях, объёмных и внутренне очень точных и верных, наш писатель обнаруживал и сокровенную гордость, самоутверждение, неприятие Матери-Церкви, основывавшееся на ложном чувстве собственной исключительности более, чем на каких-то знаниях.
Докладные записки Павла Мельникова-Печерского правительству говорили о том, что сути раскола не знали самые поборники его, что говорится о лицах, принадлежавших правительству, государственных чиновниках. И своей творческой задачей Мельников-Печерский считал раскрытие этих тайн, что было необходимо для уврачевания язвы раскола.
Для нас с вами очень ценно творчество Мельников-Печерского, потому что всякий раскол, всякое восстание на авторитет священноначалия базируется не столько на недостатках, упущениях последнего, сколько на упомянутых мной гордыне, самоутверждении, почитании себя истиной в последней инстанции.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 260 зач., IV, 2-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Хотя у каждого из нас своя профессия, традиционный подход к жизни предполагает, что взрослый человек должен более-менее неплохо разбираться в бытовых вопросах. Но насколько это касается вопросов веры и христианской жизни? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из четвёртой главы послания апостола Павла к Коллосянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4 Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
9 С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
В нашей семье есть фраза, которую мы с моим отцом регулярно повторяем друг другу: каждый должен заниматься своим делом. Обычно она звучит в адрес того, кто, желая проявить бытовые навыки, переоценивает свои силы и тратит полдня на то, что профессионал мог бы сделать за пару десятков минут. С большинством простых задач, которые должен решать каждый взрослый мужчина, мы обычно справляемся, но порой всё оказывается сложнее. Тут-то мы и говорим один другому о важности специализаций и необходимости обращаться к знатокам своего дела. Примечательно, что нечто подобное можно услышать и в религиозной жизни. Ведь если мы спросим: каким религиозным навыком должен обладать любой верующий, окажется, что для большинства — это навык чтения молитв и посещение храма. Причём в последнем случае тоже имеется в виду навык молитвы, только не частной, а общей, совместной с хором. Порой даже навык поста воспринимается людьми как обязательный лишь для религиозных профессионалов. И уж тем более как профессиональный воспринимается навык ведения богословской дискуссии.
В сегодняшнем отрывке из послания к Коллосянам апостол Павел как будто бы говорит о том же самом, призывая братьев и сестёр быть постоянными в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Однако примечательно, что он просит молитв о себе самом и своём деле. Он проповедник и апостол, и может показаться, что сила его молитвы несравнимо выше, чем у обычных рядовых христиан из маленькой коллоской общины. Но Павел рассуждает совершенно не так. Все мы братья и сёстры в Господе и среди нас нет тех, чьей молитвой можно было бы пренебречь. Апостол обращается к ним из тюремного заключения и надеется, что Бог даст ему возможность благовествовать Тайну Христову так, как должно. При этом он совершенно не имеет в виду, что дело проповеди — это только его обязанность как апостола. Просто проповедь может быть разной, как общественной, так и личной. К этой последней он призывает всех верующих. Он говорит: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Этим «как отвечать» апостол подчёркивает, что для него важно не только содержание, но и форма общения, которую избирают ученики. Их слово должно быть с благодатью, то есть должно быть открытым, добрым, уместным и вызывающим расположение. Но при этом оно же не должно быть угождающим во всём, но должно быть приправлено солью, то есть быть интересным, осмысленным, вызывающим дальнейшие размышления. Ведь соль, как известно, придаёт вкус и спасает от разложения.
И это значит, что всякий христианин, а не только тот, кто занимается богословием, призван быть приятным и интересным собеседником. Не тем, кто бесконечно пересказывает сплетни и говорит о чужих недостатках, но тем, кто сохраняет души собеседников от духовной деградации, призывая их жить со смыслом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







