«Я – врач. И очень особенный!», - говорит о себе Полина Дудченко, и в этих словах нет ни капли самолюбования или хвастовства. Полина Владимировна – врач-неонатолог, то есть специалист, занимающийся здоровьем новорождённых с первой минуты их появления на свет. А это значит, что она ежедневно становится свидетельницей рождения человека – этого величайшего чуда и сокровенной тайны нашего бытия. Неудивительно, что в конце концов Полина Дудченко решила увиденное и пережитое выплеснуть на страницы книги, и выпустила собственный сборник рассказов и зарисовок под названием «Жизнь и клинические случаи».
Вообще-то докторов у нас иногда называют циниками. Но на самом деле врачу, имеющему дело с жизнью и смертью, просто необходимы спокойствие, выдержка и стрессоустойчивость. Так что за такой внешней «непробиваемостью» часто скрываются по-настоящему глубокие чувства. О них и пишет Полина Дудченко в своих коротких, но с первого же прочтения глубоко врезающихся в память читателя, рассказах. Пишет доверительно и просто, словно дневник, которому можно поведать самые сокровенные мысли. И может быть, именно поэтому такой душевно близкой кажется её проза.
Поражает то, как естественно переходит автор от бытовых деталей или описаний природы к кульминационным моментам повествования. В рассказе «Серафимов день», к примеру: идиллический семейный пикник с костром и палатками, умопомрачительно красивые пейзажи, поход на Литургию в расположенный неподалёку златоглавый храм. А дальше всё происходит стремительно: старику в церкви стало плохо, и Полина, единственный доктор, оказавшийся в этот момент храме, вытаскивает его буквально с того света! Пара эмоционально напряжённых абзацев, и снова – идиллия: капли, стучащие по брезенту и чтение Евангелия под шум дождя.
Но самые трогательные рассказы в книге Полины Дудченко «Жизнь и клинические случаи» - конечно же, те, в которых речь ведется о малышах. Сдержанность специалиста здесь порой явно вступает в конфликт с чувствами женщины и многодетной матери. У самой Полины, - кстати, супруги киевского священника, и, значит, матушки - трое детей. Умиротворяющий и спокойный рассказ «Обход» не оставляет ощущения больницы как чуждого и противостоящего мира. В роддоме, где работает Дудченко, окна распахнуты в летнюю зелень, а роженицы слышат звон колоколов стоящей рядом церкви.
Есть в книге и несколько грустных страниц. Автор успела поработать реаниматологом, и поведала о буднях отделения, где тонкая грань между жизнью и смертью видна невооружённым глазом, в рассказе, давшем название сборнику. Но так уж устроен мир, и Полина Дудченко - очень особенный врач и писатель - делится с нами бесценным опытом восприятия «Жизни и клинических случаев».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер