— Мы строим церковь.
— Очень мило. Какую церковь?
— Хорошую. Мы строим церковь прямо здесь.
— Кто «мы»?
— Вы.
Неожиданное и очень настойчивое предложение получил Гомер Смит, чернокожий парень, разъезжающий по американскому штату Аризона в поисках работы. А ведь он просто заехал в домик на краю пустыни, чтобы залить воды в радиатор автомобиля. Смит понятия не имел, что в этом домике живёт маленькая община католических монахинь, бежавших из коммунистической Восточной Германии, и они очень хотят построить здесь храм. Но для этого у них нет ни сил, ни строительных материалов. Настоятельница общины, строгая мать Мария, уверена: Гомер появился у них не случайно. Сам Господь послал его, чтобы помочь монахиням построить храм.
Так начинается художественный фильм «Полевые лилии» американского режиссёра Ральфа Нельсона. Он вышел на экраны в 1963 году и завоевал сразу несколько самых престижных кинематографических наград — премии «Оскар» и «Золотой глобус», а также приз Берлинского кинофестиваля. Критики назвали ленту воодушевляющей и трогательной историей о вере и бескорыстии. По сей день «Полевые лилии» считаются одним из шедевров старого Голливуда, а в США фильм внесён в реестр национальных культурных ценностей. Интересно, что при этом лента снималась практически без бюджета. Ситуация, по сути, повторяла фабулу картины: у режиссёра было огромное желание снять фильм, но не имелось на это средств. Однако ему настолько удалось увлечь своей идеей актёра Сидни Пуатье, что тот согласился бесплатно сыграть главную роль. Остальные актёры и съёмочная группа были готовы работать за чисто символические гонорары. Ральф Нельсон заложил свой дом, и этих денег хватило на съёмочный процесс, который длился всего 14 дней.
Фильм чёрно-белый, без спецэффектов и остросюжетных поворотов и даже, фактически, без смены места действия. Но от экрана невозможно оторваться, картина смотрится на одном дыхании. Неудивительно, что кинокритики 60-х называли «Полевые лилии» фильмом, который поднимает дух и дарит хорошее настроение. Ко всему прочему, в картине присутствуют комедийные моменты, добрые и искренние, которые заставят не раз улыбнуться.
Итак, главный герой соглашается помочь. Правда, поначалу его побуждает к этому лишь перспектива увековечить собственное имя. Собирается он взять с монахинь и плату за свою работу. Но время идёт, и Смит всё больше проникается жизнью сестёр — молится вместе с ними перед едой, покупает для них продукты в супермаркете, учит английскому языку. И в его душе, кажется, происходят перемены. Как всё это отразится на строительстве храма — нам предстоит узнать, посмотрев фильм Роберта Нельсона «Полевые лилии».
Кстати, названием для картины послужили слова из Евангелия — Нагорной проповеди Христа: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Именно к ним отсылает зрителей режиссёр фильма, показывая, какие удивительные плоды способна принести искренняя вера в Бога и надежда на Его помощь. В одном из эпизодов мы видим, как постепенно к строительству присоединяется всё больше и больше людей. Это вызывает удивление у некоторых скептиков. Но очевидно и закономерно для тех, кто трудится на стройке.
— Скажите, откуда материалы?
— Люди приносят.
— За что?
— Мужчина сначала приносит кирпичи, а потом получает что? Церковь, где его дети будут получать Причастие. Они не могут жить без веры.
«Полевые лилии — прежде всего, история о чуде веры», — говорил режиссёр Роберт Нельсон. Прокомментировал он и один из финальных эпизодов фильма. Завершая строительство, на высоком шпиле храма, у подножия креста, Гомер Смит пишет на свежем цементе своё имя. «И это — определённо уже не жест самолюбия. Ведь там, наверху, эту надпись не смогут увидеть люди. Её увидит только Бог», — отмечал Нельсон. Интересно характеризует режиссёр и самого главного героя. Гомер Смит — путешественник, он постоянно куда-то едет, всегда в поиске. Но самое важное в своей жизни находит только однажды остановившись.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.