
«Полевые лилии», студия Rainbow Productions, режиссёр Ральф Нельсон
— Мы строим церковь.
— Очень мило. Какую церковь?
— Хорошую. Мы строим церковь прямо здесь.
— Кто «мы»?
— Вы.
Неожиданное и очень настойчивое предложение получил Гомер Смит, чернокожий парень, разъезжающий по американскому штату Аризона в поисках работы. А ведь он просто заехал в домик на краю пустыни, чтобы залить воды в радиатор автомобиля. Смит понятия не имел, что в этом домике живёт маленькая община католических монахинь, бежавших из коммунистической Восточной Германии, и они очень хотят построить здесь храм. Но для этого у них нет ни сил, ни строительных материалов. Настоятельница общины, строгая мать Мария, уверена: Гомер появился у них не случайно. Сам Господь послал его, чтобы помочь монахиням построить храм.
Так начинается художественный фильм «Полевые лилии» американского режиссёра Ральфа Нельсона. Он вышел на экраны в 1963 году и завоевал сразу несколько самых престижных кинематографических наград — премии «Оскар» и «Золотой глобус», а также приз Берлинского кинофестиваля. Критики назвали ленту воодушевляющей и трогательной историей о вере и бескорыстии. По сей день «Полевые лилии» считаются одним из шедевров старого Голливуда, а в США фильм внесён в реестр национальных культурных ценностей. Интересно, что при этом лента снималась практически без бюджета. Ситуация, по сути, повторяла фабулу картины: у режиссёра было огромное желание снять фильм, но не имелось на это средств. Однако ему настолько удалось увлечь своей идеей актёра Сидни Пуатье, что тот согласился бесплатно сыграть главную роль. Остальные актёры и съёмочная группа были готовы работать за чисто символические гонорары. Ральф Нельсон заложил свой дом, и этих денег хватило на съёмочный процесс, который длился всего 14 дней.
Фильм чёрно-белый, без спецэффектов и остросюжетных поворотов и даже, фактически, без смены места действия. Но от экрана невозможно оторваться, картина смотрится на одном дыхании. Неудивительно, что кинокритики 60-х называли «Полевые лилии» фильмом, который поднимает дух и дарит хорошее настроение. Ко всему прочему, в картине присутствуют комедийные моменты, добрые и искренние, которые заставят не раз улыбнуться.
Итак, главный герой соглашается помочь. Правда, поначалу его побуждает к этому лишь перспектива увековечить собственное имя. Собирается он взять с монахинь и плату за свою работу. Но время идёт, и Смит всё больше проникается жизнью сестёр — молится вместе с ними перед едой, покупает для них продукты в супермаркете, учит английскому языку. И в его душе, кажется, происходят перемены. Как всё это отразится на строительстве храма — нам предстоит узнать, посмотрев фильм Роберта Нельсона «Полевые лилии».
Кстати, названием для картины послужили слова из Евангелия — Нагорной проповеди Христа: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Именно к ним отсылает зрителей режиссёр фильма, показывая, какие удивительные плоды способна принести искренняя вера в Бога и надежда на Его помощь. В одном из эпизодов мы видим, как постепенно к строительству присоединяется всё больше и больше людей. Это вызывает удивление у некоторых скептиков. Но очевидно и закономерно для тех, кто трудится на стройке.
— Скажите, откуда материалы?
— Люди приносят.
— За что?
— Мужчина сначала приносит кирпичи, а потом получает что? Церковь, где его дети будут получать Причастие. Они не могут жить без веры.
«Полевые лилии — прежде всего, история о чуде веры», — говорил режиссёр Роберт Нельсон. Прокомментировал он и один из финальных эпизодов фильма. Завершая строительство, на высоком шпиле храма, у подножия креста, Гомер Смит пишет на свежем цементе своё имя. «И это — определённо уже не жест самолюбия. Ведь там, наверху, эту надпись не смогут увидеть люди. Её увидит только Бог», — отмечал Нельсон. Интересно характеризует режиссёр и самого главного героя. Гомер Смит — путешественник, он постоянно куда-то едет, всегда в поиске. Но самое важное в своей жизни находит только однажды остановившись.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 241 зач., II, 12-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Спасение человеческой души — что это такое? Как оно происходит? Кто принимает в нём активное участие? Ответы на эти вопросы находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Очень примечательные слова мы услышали в только что прозвучавшем отрывке. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению», — говорит апостол Павел. Другими словами, Господь побуждает всякого человека исполнять Его божественную волю. В чём же заключается эта воля? В другом месте апостол это прекрасно поясняет: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Итак, очень важная мысль. У всякого из нас, без исключения, Бог вызывает стремление к высокому смыслу. В сердце каждого из нас живёт жажда Творца. Господь всячески пытается эту жажду пробудить. А после этого Он создаёт все условия для того, чтобы это желание переросло в конкретные действия, и мы в итоге приблизились к Нему и получили духовное удовлетворение.
Однако, человек не безвольная кукла. У всякого из нас есть право выбора. А потому мы вольны прислушиваться к этому голосу внутри себя или игнорировать его и даже подавлять. Ведь, возможно, у нас своё видение того, как должна развиваться наша жизнь, и следовать воле Творца не входит в наши планы. Апостол исходит из того, что всё-таки христиане — это те, кто выбрал жизнь с Богом. А потому он и говорит филиппийцам: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение». То есть напоминает, что одного желания Творца спасти человека недостаточно. Человек призван сам каждый день принимать волевое решение, в каком направлении ему двигаться. Призван постоянно прилагать усилия и делать выбор, я со Христом или я сам по себе. Я ищу Создателя и стараюсь своими сознательными действиями поддерживать с Ним живую связь, или же, в моей голове всё, что угодно, но только не Евангелие с его заповедями.
Для нас слова апостола — важное напоминание простой, но важной духовной истины. «Бог спасает нас не без нас». Дело спасения — это не улица с односторонним движением. Это зеркальный процесс. Мы видим, как Господь делает шаг навстречу нам в том случае, если сами готовы сделать шаг навстречу Ему. Другими словами, Его благодать вливается в нас лишь тогда, когда мы понуждаем себя открыться ей, путём исполнения тех незамысловатых действий, которые нам предлагает Евангелие и церковное предание. В православном богословии это встречное движение нередко называют словом «синергия», что в переводе с греческого языка означает сотрудничество, соработничество. Своим воплощением, проповедью, смертью и воскресением Бог положил начало этой совместной работе. Всё, что требуется от нас, — так это деятельно откликнуться на это приглашение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 44. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Древнего Израиля, да и вообще в мировой истории, практически не было идеальных монархов. А если они где-то и появлялись, то, к сожалению, совсем ненадолго. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 44-й псалом. Это очень красивый и возвышенный гимн, который повествует об идеальном царе. Давайте его послушаем, а затем поразмышляем о том, почему никто из земных царей не может приблизится к той вершине, о которой повествует псалом.
Псалом 44.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.
3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,
5 и в сём украшении Твоём поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
6 Остры стрелы Твои, Сильный, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя.
7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
10 Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего.
12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё.
14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом;
15 в испещрённой одежде ведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её,
16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
18 Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Существует предположение, что только что прозвучавший псалом был составлен по случаю восшествия на царский трон сына Давида Соломона. Пожалуй, Соломон — тот монарх, который был предельно близко к осуществлению идеала царской власти, однако, как мы помним из библейского повествования, и у него в полной мере не получилось осуществить этот идеал. Идеалом же было правление по закону Божию, основа которого — кротость и милосердие. Эти две добродетели подразумевают, что их носитель обладает достаточной мудростью, чтобы уметь быть кротким, но не слабым, быть милосердным, но не потакающим злу. У Соломона долгое время получалось быть таким правителем, но и он в какой-то момент не сумел остаться на высоте данной ему Богом мудрости: Соломона, как и многих других людей, сгубила неограниченная власть, и он позволил проникнуть в Израиль различным языческим культам.
Можно попытаться вспомнить о других библейских царях. И мы увидим приблизительно то же самое: либо цари были далеки от идеала праведности, либо они правили совсем недолго. Этот закон справедлив и для всех других обществ, и проблема здесь в том, что царская власть — отнюдь не Божие установление, она то, что люди сами выпросили себе у Бога, а потому её можно назвать попущением Божиим.
А какова же воля Божия? Ответ на этот вопрос нам даёт прозвучавший сегодня псалом, в котором, как мы догадываемся, речь идёт о действительно идеальном Царе — Господе нашем Иисусе Христе. Он и только Он может править не силой, а мудростью, кротостью, любовью и милосердием. Только Его закон безупречен и только Его суд справедлив. Он — образец и ориентир для любого человека, в том числе и для того, кто поставлен во главу народа. Со Христом мы должны сопоставлять свои мысли, чувства, слова и действия, ведь только Его владычество способно помочь нам обрести самое ценное и главное — Царство Небесное.
Псалом 44 (Русский Синодальный перевод)
Псалом 44. (Церковно-славянский перевод)
«Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 20-й век и говорили о судьбе и подвигах русского военного моряка, участника Великой Отечественной войны, вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
- «Славяне до принятия христианства». Сергей Алексеев
- «Василий Васильевич Голицын и Смутное время». Дмитрий Трапезников
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов