После сурового ответа, данного Александром Невским послам папы, в Риме решили открыть враждебные действия против Русской Земли, натравливая на нее для этого наших соседей. В 1253 году, Иннокентий Четвертый послал приказание духовенству Ливонии — проповедовать новый поход, причем презрительно смешивал в своем послании Русских с Татарами.
В том же 1253 году, рыцари внезапно подступили к Пскову, в надежде его легко захватить. Но были мужественно отбиты жителями города, и стали поспешно отступать, узнав, что на выручку Псковичей идут Новгородцы с сыном Александра Невского — юным Василием.
Не теряя времени на преследование, Новгородцы направились к устью реки Нарвы, в расположенные здесь Немецкие владения. Псковичи же, видя поспешное отступление Немцев, погнались за ними, принудили к бою и победили их. При таких обстоятельствах, рыцари вынуждены были просить мира, который и был заключен.
Кроме немцев, латиняне возбуждали против нас жестокого и коварного Миндовга, объединителя Литовских племен.
Он овладел в 1235 году Русским городом Новогрудком, затем стал быстро усиливаться, и, найдя выгодным иметь поддержку папы, принял католичество, в награду за что получил из Рима королевский венец. Скоро он отрекся от христианства, но сила его возрастала все более и более. Миндовг овладел раздробленными уделами Полоцких князей.
В 1252 году, во время поездки Александра Невского в Орду, Миндовг пошел воевать Смоленскую Землю. Причем отряды его стали опустошать и Новгородские владения. Тогда, сидевший в это время в Новгороде, сын Александра — Василий храбро выступил против Литовцев, геройски сразился с ними и разбил наголову.
Таким образом, на время были усмирены и Литовцы.
Но Новгородцы не могли ужиться долго с юным сыном Александра Невского, и в 1255 году он должен был выехать от них в Торжок.
Узнав про это, Александр отправил свои войска к Новгороду, с целью смирить его, причем решил сделать это без кровопролития. Подойдя к городу, он потребовал выдачи посадника Анании, которого считал главным заводчиком происшедшего недоразумения с сыном. Однако у Анании была сильная партия, не желавшая его выдавать. Поэтому возникли оживленные переговоры. Александр удовольствовался только смещением Анании с должности посадника и вернулся домой.
Скоро, однако, ему вновь довелось ехать в Новгород.
В 1256 году Шведы в союзе с Датчанами собрали большие силы и стали строить крепость недалеко от устья Нарвы. Это всполошило Новгородцев. Они стали собирать свои войска и просили Александра прийти им на помощь. Узнав про это, Шведы поспешили уйти и оставили свою крепость недостроенной. Но Александр решил их сильно наказать за дерзкую попытку. Он прибыл со всеми своими полками в Новгород и приказал тотчас же выступить в дальнейший поход.
Все повиновались, но никто не знал, куда они идут.
Когда рать достигла Копорья и остановилась здесь для отдыха, Александр поздравил своих воинов с походом в Финляндию. Митрополит Кирилл благословил Александра и его ратников на продолжительные тяжелые подвиги и вернулся в Русскую Землю. Войска же наши, с доблестным своим князем, начали беспримерный по трудности поход.
Могучая воля Александра и самоотверженность его сподвижников преодолевали все трудности. Двигаясь постоянно в сумерках зимнего дня, почти ощупью, терпя недостаток во всем, войско наше шло безостановочно вперед, и Александр прошел по Финляндии, «как Божия гроза из края в край».
Этот поход навел такой страх на Шведов, что только тридцать семь лет спустя они осмелились вновь начать враждебные действия против русских.
18 апреля. О богослужении дня

Сегодня 18 апреля. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
О богослужении дня — священник Алексе Дудин.
Для христианина нет более ответственного дня, дня перед Пасхой, когда он должен подготовиться к встрече со Христом. Для того, чтобы подготовиться к этой встрече, нужно пережить и этот день. Этот день — день особых воспоминаний. Христианин, как правило, в этот день находится в храме, и если есть возможность, с утра присутствует на Царских часах, потом идет вечерня с выносом Плащаницы распятого Христа, и вечером утреня совершается Великой Субботы, когда совершается чин погребения этой Плащаницы. Стоя у Плащаницы, человек должен вспомнить, как Христос был предан, как Он был судим ночью у Каиафы, как Он претерпел несправедливые обвинения, как Он предстал перед Пилатом, желающим отпустить его, и не обретя поддержки у своего народа, у тех людей, которым Он пришел для их спасения, будучи предан и распят, на кресте Он молился. Молился о распинающих Его. Усыновил Иоанна Богослова своей матери, и через него усыновил ей весь наш христианский род. Испытал полное истощение и вознес свою молитву: «Боже мой, Боже мой! Почему Ты меня оставил?» И вот этот день, день скорби, день молчания, день сопереживания Христу, конечно, каждый из нас должен постараться провести в храме.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О подвиге Преподобного Платона Студийского

Сегодня 18 апреля. День памяти Преподобного Платона Студийского.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Платон был родным дядей Феодора Студита, величайшего монаха-подвижника и богослова VIII-IX веков в Византийской церкви. В монастыре святого Платона была введена такая степень общежития, что у монахов не было совершенно ничего своего. Одежды братья напоминали мешки, они были огромного размера, чтобы подходить каждому. После общей стирки они раздавались без разбора одинаково всем, от игумена до самого младшего послушника. В эпоху иконоборчества Платон противостоял этой губительной для Церкви, ее духовной жизни, богословия, искусства и монашества, ереси. А во время церковного мира непримиримо критиковал нравственные послабления, которые допускали последующие императоры. За все это святому пришлось много пострадать от властей предержащих. Церковь почитает Платона как исповедника. Пример святого учит нас, что противостоять еретикам с силой и убеждением, а также обличать пороки современности можно только когда сам живешь в соответствии с евангельскими заветами и в безупречном соответствии взятым на себя крещальным для мирян, или монашеским для иноков, обетом. Святой Платон исповедовал то, что проповедовал. В эти последние времена православным просто необходимо следовать такому примеру святой безупречности.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О страстях Господа

Сегодня 18 апреля. Великая Пятница.
О страстях Господа — протоиерей Василий Гелеван.
Великая Пятница. Воспоминания святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа о Крестной Пасхе. Крест — это орудие победы. Выражение «непобедимая победа» взято из кондака и означает буквально «вражеский трофей». Кажущееся позорным распятие Христа обратилась в славу. Это потому, что своей крестной смертью Господь победил смерть и воскрес. Крестный путь Христа через Голгофу ведет к гробу воскресения. Смертью смерть поправ. Спаситель воскрес и сделал возможным воскресение каждого христианина. Так и мученики шли на страдания с твердой верой в воскресение. Они доказали всем свою победу над страхом смерти и над самой смертью. Они — свидетели Христа. И мы идем стопами Господа через наши тернии к звездам, сораспинаемся со Христом, терпеливо неся свой крест, как совокупность жизненных трудностей. С терпением, а не с нетерпением, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века.
Все выпуски программы Актуальная тема