Мне очень дорога преподобномученица Елизавета Феодоровна, в иночестве Марфа, поэтому я стараюсь почаще бывать в Марфо-Мариинской обители, где можно приложиться к ее мощам, как и к мощам самой близкой к Великой Матушке крестовой сестры, ее келейницы – инокини Варваре Яковлевой, прославленной в лике святых под именем Варвары Алапаевской. Когда я была на экскурсии в Марфо-Мариинской обители, меня поразило, как же мало известно об инокине Варваре. Она была всегда рядом с великой княгиней Елизаветой Федоровной, помогла пережить ей невыносимую боль утраты любимого мужа, разделила с ней тяготы обустройства Марфо-Мариинской обители, не чураясь самых страшных гнойных ран, помогала ухаживать за больными… А затем добровольно пошла на страдание и смерть за своей настоятельницей и подругой, исполнив Христов завет «положить душу за друзей своих».
По мнению филологов, слово «друг» произошло от слова «другой»: иной, не такой, как я. Благодаря дружбе замкнутое человеческое «я» расширяется, углубляется, включает в себя другую личность, обогащается ею.
Что же такое подлинная дружба? Прежде всего, взаимная симпатия, душевная и духовная близость с другом. Когда ты чувствуешь, что ты с ним на одной волне, читаешь его мысли, понимаешь его как самого себя. Помню, с моей близкой подругой мы однажды стояли в лифте, и вдруг в один и тот же миг запели одну песню с того же самого куплета. С таким другом хорошо даже молчать вместе рядом. Истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Как в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: "Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его."
Иногда, кажется, что современный человек решительно не создан для такой настоящей дружбы и не способен к ней. Вообще близкая дружба зрелых людей – сегодня большая редкость: у всех нас своя жизнь, семья, заботы. Чаще всего мы общаемся с друзьями (скорее приятелями) с определенными целями: совместные праздники, общесемейные встречи, общие интересы по работе.
Как только объединяющий фактор по какой-либо причине исчезает, отношения постепенно сходят на «нет». "Разошлись дорожки",- так говорят обычно о такой "дружбе". Мы же все время стремимся экономить: свое время, внимание, душевное тепло. На членов своей семьи часто не хватает терпения, какие уж там друзья! Мы так привыкли к отношениям потребительским «ты мне – я тебе», что уже даже не замечаем, как беззастенчиво мыслим именно в таких категориях. Норовим брать, а не давать, урвать побольше, а отдать как можно меньше, сэкономить, сберечь… И потом удивляемся своей душевной пустоте, одиночеству, ощущению внутреннего несчастья.
Единственный возможный путь к настоящим отношениям: не ожидать чего-то и требовать от другого, а прежде всего, отдавать и стремиться сделать своего друга счастливым. Как писала преподобная Елизавета Федоровна: «Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив”. Именно так жили она и ее лучшая подруга, святая инокиня Варвара Яковлева: дружили абсолютно бескорыстно, испытывая радость от единения и общения друг с другом. Ведь в идеале подлинная дружба должна быть основой всех настоящих отношений, в том числе отношений между человеком и Богом.
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема