Мне очень дорога преподобномученица Елизавета Феодоровна, в иночестве Марфа, поэтому я стараюсь почаще бывать в Марфо-Мариинской обители, где можно приложиться к ее мощам, как и к мощам самой близкой к Великой Матушке крестовой сестры, ее келейницы – инокини Варваре Яковлевой, прославленной в лике святых под именем Варвары Алапаевской. Когда я была на экскурсии в Марфо-Мариинской обители, меня поразило, как же мало известно об инокине Варваре. Она была всегда рядом с великой княгиней Елизаветой Федоровной, помогла пережить ей невыносимую боль утраты любимого мужа, разделила с ней тяготы обустройства Марфо-Мариинской обители, не чураясь самых страшных гнойных ран, помогала ухаживать за больными… А затем добровольно пошла на страдание и смерть за своей настоятельницей и подругой, исполнив Христов завет «положить душу за друзей своих».
По мнению филологов, слово «друг» произошло от слова «другой»: иной, не такой, как я. Благодаря дружбе замкнутое человеческое «я» расширяется, углубляется, включает в себя другую личность, обогащается ею.
Что же такое подлинная дружба? Прежде всего, взаимная симпатия, душевная и духовная близость с другом. Когда ты чувствуешь, что ты с ним на одной волне, читаешь его мысли, понимаешь его как самого себя. Помню, с моей близкой подругой мы однажды стояли в лифте, и вдруг в один и тот же миг запели одну песню с того же самого куплета. С таким другом хорошо даже молчать вместе рядом. Истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Как в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: "Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его."
Иногда, кажется, что современный человек решительно не создан для такой настоящей дружбы и не способен к ней. Вообще близкая дружба зрелых людей – сегодня большая редкость: у всех нас своя жизнь, семья, заботы. Чаще всего мы общаемся с друзьями (скорее приятелями) с определенными целями: совместные праздники, общесемейные встречи, общие интересы по работе.
Как только объединяющий фактор по какой-либо причине исчезает, отношения постепенно сходят на «нет». "Разошлись дорожки",- так говорят обычно о такой "дружбе". Мы же все время стремимся экономить: свое время, внимание, душевное тепло. На членов своей семьи часто не хватает терпения, какие уж там друзья! Мы так привыкли к отношениям потребительским «ты мне – я тебе», что уже даже не замечаем, как беззастенчиво мыслим именно в таких категориях. Норовим брать, а не давать, урвать побольше, а отдать как можно меньше, сэкономить, сберечь… И потом удивляемся своей душевной пустоте, одиночеству, ощущению внутреннего несчастья.
Единственный возможный путь к настоящим отношениям: не ожидать чего-то и требовать от другого, а прежде всего, отдавать и стремиться сделать своего друга счастливым. Как писала преподобная Елизавета Федоровна: «Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив”. Именно так жили она и ее лучшая подруга, святая инокиня Варвара Яковлева: дружили абсолютно бескорыстно, испытывая радость от единения и общения друг с другом. Ведь в идеале подлинная дружба должна быть основой всех настоящих отношений, в том числе отношений между человеком и Богом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер