«Мне вполне комфортно без какой-либо религии, я не вижу в ней практического смысла... Мне не нравится, как ведут себя те или иные христиане... Мне не нравится, как всё устроено в Церкви....»
Что общего во всех этих фразах? Они все исходят из того, что религия — это что-то такое, что должно мне нравиться. Отвечать моим запросам, удовлетворять мои нужды. Соответствовать моим вкусам. Такое отношение отчасти понятно — мы живём в условиях рыночной экономики, в которой невероятное количество продавцов товаров и услуг состязаются за наше внимание и наши деньги. Интернет сделал это особенно бросающимся в глаза — чуть ли не большую часть суток многие из нас проводят, глядя в экран, на котором, на полях веб-страниц, постоянно мелькают предложения что-то купить, воспользоваться теми или иными услугами, пройти обследование, записаться в спортивный зал.
Естественно, мы оцениваем все эти многочисленные предложения с точки зрения наших потребностей и возможностей, а мне-то оно зачем? А не обойдусь ли я отлично без всего этого? И, чаще всего, мы действительно отлично обойдёмся.
Но христианская вера — это не товар или услуга, которые я могу оценивать с точки зрения того, подходит ли это мне.
Это Владелец мироздания и мой законный Владелец приходит заявить на меня свои права. Бог, который создал меня с определённой целью — для жизни вечной и блаженной. В одной детской сказке есть история о том, как мальчика-сироту находит посланец от его отца-короля, чтобы отвести его домой, во дворец к королю.
Король и его посланец не пытаются что-то продать этому мальчику. Они хотят вернуть его домой, где ему место, где он вырастет в семье, которая его любит, вернуть его к Отцу, которому он по праву принадлежит.
Евангелие — это возвещение о том, как Сын Божий стал человеком, умер на Кресте и воскрес из мёртвых, чтобы вернуть нас в Отчий дом, на Небеса, в ту семью ангелов и святых, глава которой — Бог, и где мы будем вечно и бесконечно счастливы.
Мы с вами отлично обойдёмся без абсолютного большинства товаров и услуг, которые настойчиво рекламируют в интернете — мы можем выбрать другую еду или другую модель смартфона - это всё не очень важно. Но мы не можем выбрать другого отчего дома. Потому что другого отчего дома нет.
И вопрос, который перед нами ставит Евангелие, совсем не в том, подходит ли это мне. Если это истина — то это единственное, что мне вообще может подойти. Никакого другого рая, никакой другой жизни вечной и блаженной просто нет.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема