«Поддержка семей и общеобразовательных инициатив». Мария Филина - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Поддержка семей и общеобразовательных инициатив». Мария Филина

* Поделиться

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.

У нас в гостях была председатель Ассоциации организаций по защите семьи, член экспертного совета Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, многодетная мама Мария Филина.

Наша гостья рассказала, как воспитание собственных детей подтолкнуло её к тому, чтобы начать поддерживать семейные и общеобразовательные инициативы в родном Волгограде, как со временем её усилиями образовался «Православный семейный центр «Лествица», где многодетные и малоимущие семьи могут получить педагогическую, консультативную и материальную помощь, а также в какой поддержке могут нуждаться сегодня старшеклассники и студенты.

Ведущая: Кира Лаврентьева


Кира Лаврентьева:

— Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Кира Лаврентьева. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА приветствует вас. Сегодня мы будем говорить об образовании. Эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ, детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми, занимается их духовно-нравственным воспитанием. Сегодня у нас в гостях Мария Леонидовна Филина, председатель ассоциации организаций по защите семьи, член экспертного совета патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, мать четверых детей. Здравствуйте, Мария Леонидовна.

Мария Филина:

— Здравствуйте.

Кира Лаврентьева:

— Рады приветствовать вас. Спасибо вам огромное, что вы из Волгограда нашли возможность сегодня приехать в нашу студию. Кстати говоря, Мария Леонидовна в Волгограде на уровне регионов вместе с мужем возглавляет православный семейный центр «Лествица», он уже десять лет существует. Об этом и о много другом касательно образования и развития детей хотелось бы сегодня с вами поговорить. Мария, как вы пришли вообще к продвижению семейной темы, темы многодетности не только в образовании, но и среди детей, родителей и всего нашего общества? Как эта мысль возникла у вас с мужем?

Мария Филина:

— Эту мысль подсказали наши дети. Когда была рождена первая девочка, наша старшая дочка, которая уже третьекурсница Волгоградского государственного университета. И поскольку я педагог, мне была всегда интересна тема развития, образования детского, развития. И тогда было очень модно отдавать детей в центр развития ребенка.

Кира Лаврентьева:

— Раннее развитие.

Мария Филина:

— Раннее развитие, раннее чтение, насыщение детей тем, что им пока не нужно по возрасту. И я тоже, к сожалению, попала на эту удочку, начала заниматься активно развитием, внеплановой подготовкой к школе. То есть насыщение ребенка, перенасыщение той информацией, которая была не нужна. Но Господь привел нас к тому, что... мы очень хотели и муж хотел сына, и у нас не сразу получилось второго ребенка, как мы планировали и хотели. Через рождение второго ребенка, старшего сына, ему сейчас пятнадцать лет, мы пришли в храм. Пришли осознанно. Именно тогда с рождения второго ребенка мы начали понимать, что нужно что-то делать самим, не куда-то бросаться, не пытаться что-то изменить в уже существующем мире, если мы не можем это изменить, мы можем создать что-то свое. Когда супруг увидел, что я этим не просто горю, а хочу действительно что-то создавать настоящее, он начал помогать. Так у нас появилась в 2013-м году наша организация. Общественная организация Православный семейный центр «Лествица», которой в прошлом году мы отметили 10 лет. Мы ее создавали для того, чтобы прежде всего наши дети получили то социальное окружение, объединились вместе с другими семьями, и так получилось, что у нас педагогическое сообщество объединилось одного их приходов Волгограда, храма преподобного Сергия Радонежского, и сын у нас назван в честь преподобного Сергия Радонежского Сергеем. Так сложилась наша первая организация. Мы тогда еще не понимали, куда мы попали, как мы будем это вести, как мы будем нести этот крест, где нам будет Господь давать силы, ресурсы, средства, деньги. Но у нас не это стояло во главе угла. У нас стояло понимание, что мы с Божьей помощью по благословению, у нас есть духовник нашего центра, нашей семьи, сможем это сделать, если мы будем идти не сами, а именно с помощью Божьей. Сначала мы начинали, естественно, через кружковую деятельность, через театральные постановки, через проведение всевозможных ярмарок, через организацию студий для детей. Но затем начали выводить нашу организацию, нашу деятельность на достаточно серьезный уровень. Прежде всего, понимая, что мы находимся в некоммерческой профильной сфере, мы стали обучаться и сами, как руководители, обучать наш персонал, педагогов, выходить в образовательные учреждения. К примеру, в Волгограде мы не смогли выйти через департамент образования, через образовательную систему на школу, но сейчас уже три года подряд мы занимаемся просветительской деятельностью и доносим о традиционных семейных ценностях нашей молодежи, нашим ребятам, старшеклассникам, студентам СУЗов и ВУЗов первого и второго курсов через комитет молодежной политики. Мы нашли людей, и мы всегда говорим, что мы объединяем не чины, не какие-то должности, мы ищем людей-единомышленников. И не всегда это люди православные, верующие, но люди, которые ратуют за сохранение нашей российской идентичности, нашей культуры. А наша культура все равно пропитана православной верой. Сейчас и по законодательству мы имеем право входить в образовательные учреждения, у нас есть Указ 809-й об утверждении государственной политики по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это основа основ, которая нам дает поле деятельности в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Ну, и конечно, мы должны говорить о создании семьи не когда она уже распалась или даже на момент создания, а до этого. И в дошкольном детстве это можно сделать, у нас есть проект и направление, которое направлено на такой возраст нежный и окружает и детей и родителей. И на школьный возраст, прежде всего, когда идет формирование личности. Ведь школа у нас сейчас обучает всему, чему угодно, только не самому главному, чтобы стать человеком, чтобы стать папой, если это мальчик, и мамой, если это девочка. Доказано природой, доказано Богом, что если у человека что-то не сложилось — они все у нас звезды, школа сейчас воспитывает звезд, ты один, ты замечательный, делай карьеру, добивайся всего, учись, чтобы не быть поучаемым всю жизнь — а если что-то не сложилось у человека, элементарно физическая травма, что-то не сложилось по жизни с карьерной лестницей, если у него есть тыл в виде семьи, родительской супружеской, то он не один, то он с семьей. А если есть семья, то это такой институт, в светском понимании, то сообщество, которое тебе помогает в жизни не упасть, помогает наплаву, помогает в житейской лодке плыть в нужном направлении. Поэтому мы ратуем за то, чтобы и школа и семья и окружение и сейчас органы государственной власти больше говорили и делали в защиту семьи, материнства, отцовства и детства. То есть тех самых главных ценностей, на которых зиждется наше общество и без которых государство существовать не сможет.

Кира Лаврентьева:

— Мы тут недавно с мужем говорили о том, что молодые родители, которые закончили институт, поженились, вот у них родился ребенок, как это было у нас, как это было у многих других, совершенно не готовы к родительству. Даже если они из хорошей, нормальной совершенно традиционной семьи, с традиционным укладом, с правильными устоями. Мы оказались не готовы. Это все время напряжение, это усталость, это неумение с этим младенцем вообще управляться, напряжение, ссоры. Мне кажется, через это вообще все проходят, особенно если ребенок первый. Тут я его спрашиваю: как ты думаешь, интересно, можно ребенка готовить к этому, что мальчика, что девочку? Можно ли как-то направлять его в сторону семьи? Не только образование, хотя это безусловное и главное послушание — образовываться. Но образовываться тоже нужно для чего-то, мы проходим десятилетний возраст школьный для чего-то, не только получать знания. Буквально недавно говорили об этом с одной из директоров московских школ. Она говорит, что, да, очень важно выстраивать личностные взаимоотношения друг с другом, умение общаться, умение развиваться. Я хочу задать этот вопрос вам. Этот возраст, Мария Леонидовна, допустим, с семи до семнадцати лет, когда ребенок семимильными шагами впитывает информацию, развивается мощно очень, становится не ребенком, а уже взрослым человеком к окончанию школы и внешне и, может быть, внутренне, хотя это вопрос. Что нужно и важно вложить и как это, самое главное, делать, на ваш взгляд, в этом критически важном возрасте?

Мария Филина:

— В этом возрасте, безусловно, как важна роль семьи, как первой ячейки, которая формирует личность и воспитывает, даже в рамках закона об образовании об этом сказано, так и школы. Роль педагога здесь просто крайне важна. Педагог, будь он предметником, какого бы направления он дисциплину ни вел, он, прежде всего, своим личным примером, поведенческими установками, ценностными установками и своим мировоззрением, своим внешним видом ребенка научает. Особенно важно это в дошкольном детстве, старший дошкольный возраст, когда ребенок начинает понимать, что происходит, осознавать себя как личность. Если взять из психологии с трехлетнего возраста ребенок уже начинает себя идентифицировать как личность. Не «мы», а он себя уже называет «я», он себя видит как отдельного человека. И очень важно это в начальной школе. На педагога возложена родительская роль, по сути. У нас сколько времени дети проводят в образовательном учреждении, если у нас педагог не передает тот личный опыт, в том числе семейный опыт, отношение к семье, отношение к государству, к традициям, к духовно-нравственным устоям, мировоззренческие установки, если он не передает то, что заложено в нашем государстве, нам передано через историю, через нашу культуру, то, к сожалению, мы формируем не то поколение. Не с теми установками, которые готовы забирать, брать нашу страну и передавать будущим поколениям. Им все равно, на какой земле они живут, главное, чтобы было сладко, хорошо, спокойно, никто не отвлекал от развлечений и каких-то установок.

Кира Лаврентьева:

— Телефона.

Мария Филина:

— Телефонов, гаджетов. Да, кстати, про гаджеты. Раз затронули эту тему, без нее сейчас тоже, к сожалению, нельзя говорить о становлении личности ребенка. У нас еще один воспитатель, иногда лжевоспитатель появился. Почему? Потому что гаджет не есть зло, в нем очень много полезной информации. Через этот источник, через интернет сообщество мы получаем дистанционный доступ к различным материалам, обилие материала. Но почему это и зло для ребенка, для еще не устоявшейся личности, что психологически ребенок не готов и не понимает, где зло, а где добро, он верит всему, что написано, что сказано, что льется на него огромным перенасыщенным информационным потоком. Он не умеет в этом море плыть в нужном направлении, иногда начинает тонуть. Поэтому роль педагога, роль родителя здесь настолько важна, чтобы его удержать, чтобы понять становление ребенка, поскольку нужно быть альтернативой гаджету.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, напоминаю вам, что у нас в гостях Мария Леонидовна Филина, председатель ассоциации организаций по защите семьи, член экспертного совета патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, мать четверых детей. Мария Леонидовна, вы затронули тему критически важную, про гаджеты. Сейчас восьми, семи, девятилетние дети сидят в телефонах, это действительно огромная проблема, развивается клиповое сознание, неумение работать с материалом, неумение работать с текстом, бумажную книгу почитать это, прямо, целое испытание. Как вы со своими детьми эту проблему решаете?

Мария Филина:

— Я вам больше скажу, у нас сами родители, приходя в нашу организацию, мы наблюдаем такую картину сплошь и рядом, причем, осознанные родители, дают двух-трехмесячным детям смотреть мультики без необходимости. Это уже привычка со стороны родительского сообщества и воспитание вынужденной зависимости со стороны детского сообщества. Когда мы видим пяти-шести-семилетнего ребенка — это уже привычка у ребенка, это уже становится зависимостью. Как мы решаем в нашей семье? Я не скажу, что у нас идеальные дети, безусловно, мы все живем в миру, мы живем в этом мире, который лежит во зле, полон соблазнов. Но до 14-ти лет мы стараемся нашим детям не приобретать сенсорные телефоны. К сожалению, в школах вынуждены педагоги создавать чаты в мессенджерах для того, чтобы собирать свои школьные коллективы, передавать им какие-то оперативные сведения, домашние задания. Но мы стараемся каким-то образом включаться в этот процесс сами как родители, детям передавать эту информацию. Можно вполне с этим справляться. То есть у нас у младших детей, младшему сыну 12 лет, младшей дочери 9, кнопочные телефоны. Старшие дети, 15 лет, старшей вообще уже 20, пришли к гаджету, к сенсорному телефону, к интернет сообществу, когда уже психологически были готовы, в 14-летнем возрасте. Конечно, мы не имеем права запрещать, но мы как родители можем ограничивать. Есть родительский контроль, просто нам самим родителям нужно быть осознанным и не теряться в этом житейском море, куча механизмов. И самим быть примером, когда мы находимся в телефоне, мы детям объясняем, что мы не просто так там сейчас находимся, у нас там работа. Он заменяет нам компьютер, телефон, это наш рабочий инструмент. Но самим нам надо тоже быть очень ограниченными и себя ограничивать, чтобы мы тоже не поглощали себя этой обильной информацией, не нужной для взрослого. Это такая ежедневная работа.

Кира Лаврентьева:

— Даже не говорим о том, что в тик-токах сейчас много разных групп сомнительного содержания, которые чуть ли не к суициду подростковому призывают, это вообще огромная тема, огромный пласт разговора на отдельную программу. Но, тем не менее, Мария Леонидовна, вы сказали, что искушений много, мир лежит во зле, нужно как-то понимать, что искушения и опасности и через телефон и не только приходят в разных вариациях к ребенку. Но тогда получается, что надо учить его думать, в первую очередь делать свой собственный выбор. И все, что вы сказали: семейные ценности, традиционные ценности, нравственное воспитание, правильное мировоззрение — это все для нас с вами уже выстраданная история, мы ее прожили, мы ее говорим от души, от сердца, понимаем, что это наш собственный выбор. Но дети-то наши родились в наших семьях и пока свой собственный выбор не сделали. Как создать им не давящую среду, чтобы их выбор в сторону добра, если говорить обтекаемо, был осознанный. Все они проходят переходный возраст, все они проходят период турбулентности подростковой, и мы его проходили, дай Бог выжить, особенно в 90-е, хорошо еще как-то прошли по касательной и все. А вот сейчас, когда эти бесконечные социальные сети, эти ютуб, эти видео, эти блогеры. Если честно, несмотря на то, что я молодая мать, мне очень тяжело на это все смотреть, мне очень тяжело останавливать моих детей, когда они рвутся буквально к этому ютубу, хотя у них очень много интересов и занятий и время у них организовано. Я не понимаю, что делать, как их научить мыслить, как их научить не делать свою голову ящиком для отбросов информационных. Что делать с этим?

Мария Филина:

— Детям нашим нужны не подарки, не игрушки, в зависимости от возраста, им нужно наше внимание. Если мы хотим ребенка вытащить из виртуального мира, мы должны ему предложить альтернативный, яркий, интересный реальный мир. Если мы просто будем говорить: не включай телефон, не поглощай, не насыщайся, не ходи.

Кира Лаврентьева:

— Книжки читай.

Мария Филина:

— Пытаться нравоучением заставить ребенка, он даже, может быть, будет кивать, если ребенок уважает родителей, хоть сейчас тоже это тема скользкая. Если раньше мы в виду общественного порицания или признания действительно чувствовали авторитет взрослого, то сейчас этот авторитет теряется. Поэтому не запреты, а именно наше внимание, забота и время, которое мы можем и должны дарить детям. В силу нашей работы, занятости всегда у родителей есть оправдание: мы работаем на трех работах, нам некогда. Но вы честно ответьте себе на вопрос, сколько времени вы сами проводите там вне рабочих моментов. Выделите ребенку час в день, полчаса в день, но это должны быть такие полчаса, которые ребенок никогда не заменит ни на один тик-ток, ни на сеть в контакте либо какие-то еще дополнительные источники получения виртуальных знаний, это должно быть интересно. Если ребенок чувствует, что родитель либо тот взрослый, который с ним находится рядом, это может быть бабушка, дедушка, крестный, папа, дядя, социально значимый взрослый. Не у всех детей сейчас есть папа по разным причинам, которые постоянно их воспитывают, много неполных семей, но значимый взрослый у ребенка обязательно должен быть, и он должен любить его искренне. Любовь, повторюсь, заключается не в подарках, не это детям нужно, а наше внимание и время, и они действительно это оценят. Даже можно проследить, когда ребенок маленький, он подходит к маме, к папе, к социально значимому взрослому, к бабушке, тете: посмотри, давай вместе, давай помогу. И постепенно за годом год проходит, два проходит, три, со временем ребенок начинает все реже подходить и предлагать свои яркие детские мечты и желание помочь, потому что происходит угасание по мере того, что он не получает обратную связь от взрослого. Поэтому находите время, минутку, две, ну, можно же обратить на ребенка внимание, когда он с горящими глазами подошел, мама посмотри, он что-то открыл в мире, что он раньше не знал, не видел, для него это открытие, для него это счастье — это нужно поддерживать. Нужно выделять время на рыбалку, на просто прогулки с детьми. Не обязательно выкраивать денежные средства на какие-то глобальные дела, поездки на море, получается здорово. Но у нас в каждом регионе есть замечательные места, куда можно сходить вместе. Можно предложить ребенку, увидеть, чем он увлекается. У каждого ребенка есть способности и таланты. Ни одного ребенка, ни одного человека нет без таких способностей, просто это надо увидеть. Если у ребенка творческие способности, а мы хотим амбициозно заложить в него какие-то другие, вырастить из него экономиста, а он художник, не нужно его ломать. Нужно нам самим взрослым ответить себе на вопрос, что мы хотим для ребенка. Если мы хотим его счастья, нужно прислушиваться к нему. Если мы хотим своих каких-то амбициозных планов, достижения которых мы, к примеру, не получили в своем детстве, чего не достигли и через ребенка пытаемся это взрастить себе, ну давайте тогда подумаем, счастья ли мы хотим нашему ребенку. Или пытаемся угнаться за счастьем, которого не получили в детстве, за своим собственным, и счастье ли это. Вот это самое главное, что нам нужно понять, ведь все проблемы идут от взрослых.

Кира Лаврентьева:

— А если взрослый не нашел свое место в жизни? Мы понимаем, что поколение постсоветское — это такая тяжелая история, когда родители выживали, когда детям надо было выживать, когда уже поступали все сплошь и рядом на экономистов и юристов, чтобы просто выжить. Не было разговоров о счастье, не было разговоров о том, чтобы как-то личностно себя открыть, как-то найти свое предназначение, найти волю Божию о себе, об этом даже речи не шло, мне кажется, в глобальном плане, в глобальном смысле в нашей стране. Сейчас меняется вектор, слава Богу, и вы и другие наши гости, которые приходят в наш проект, в образовательную нашу программу, говорят о том, что, да, приходит иногда отец бизнесмен к директору школу и говорит: мой сын решил стать поваром, и я ему препятствовать не буду. И директор школы ему хлопает, говорит, что молодец, потому что повар, который на своем месте, это будет счастливейший человек, который еще вокруг сделает счастливыми людей. И, конечно, колоссально важно об этом говорить, о том, как найти свое предназначение, о том, как узнать, чего хочет от тебя Бог, для чего ты родился. Но мы, кажется, можем только своим примером это показать? Возвращаюсь к началу своего вопроса: если родители вынужденно работают, чтобы просто прокормить детей, таких семей очень много, чтобы просто прокормиться. Это ведь тоже крест, тяжелый труд, уважаемый труд, плохой работы не бывает. Слава Богу, что работают, слава Богу, что не сдаются, но им очень хочется помочь детям в свою очередь найти себя. А как им это сделать, если они себя не нашли? Это, мне кажется, острый, болезненный вопрос для нашего общества.

Мария Филина:

— Полностью согласна. Бич нашей современности, современного мира в том, что у нас есть потерянное поколение, мы должны это признать. Поколение 90-х, которое сейчас молодые родители, которые отправляют уже детей в школу, они сами не осознают, в чем их проблема. Плюс, у нас очень много неполных семей, о чем мы уже говорили, где нет полноценной естественной среды, в которой воспитывается ребенок и мамой и папой. У нас разорваны многопоколенные связи. У нас сейчас бабушки и дедушки не живут совместно на одной территории с родителями. Но для выживания общества, есть какой-то вызов времени, и всегда общества и государство ищут ответы, как изменить ситуацию. Наверное, именно поэтому начали активно развиваться профильные некоммерческие организации на уровне приходов храмов, начали формироваться сообщества социального служения, клубы семей, семейные сообщества многодетных, молодых семей. Настолько движение сейчас получило свое серьезное развитие, что помимо сообществ, туда собираются и родители и семьи, через сарафанное радио подходят другие семьи. Не обязательно, если это на базе храма, посещает только данный приход, хорошее дело не утаишь и свет не спрячешь. Люди тянутся к свету. В таких сообществах происходит естественное обучение тем навыкам, которые, возможно, утеряны. Но и сами организации, волонтеры, педагоги, уже с профессиональным образованием, с навыками приходят в школы. Был такой опыт на уровне региона, мы пытались обучить классных руководителей, психологов вести такие занятия, которые формировали бы положительный образ отца и матери нашим детям. Чтобы даже если в родительской семье что-то не сложилось, что-то пошло не так, чтобы у ребенка не было той единственной негативной модели, в которой он воспитывался, и чтобы он ее не перекладывал на свою собственную будущую жизнь. Мы всегда стараемся говорить, что если здесь что-то не сложилось, не значит, что в твоей семье будущей тоже обязательно не сложится.

Кира Лаврентьева:

— Ну, и тем более надо отметить героизм женщин, которые по каким-то причинам остались без мужа, которые стараются быть ребенку и мамой и папой и работать за двоих и за троих, пытаться внимание им уделять, «рвутся на Британский флаг». И это заслуживает особого разговора и уважения и почтения к ним, все мы выживаем. Вы правы, все равно надо говорить о правильной модели семьи, чтобы ребенок понимал, как надо. У него по каким-то причинам не сложилось, но он очень счастлив, что у него есть мама или есть папа, который очень старается для него. Но в идеале было бы здорово просить Господа полной семьи в своей жизни.

Мария Филина:

— Сейчас очень активно развиваются семейные центры, и даже стало государственной практикой развитие семейных многофункциональных центров, которые, благодаря нашему наставнику Анне Юрьевне Кузнецовой, ныне вице-спикеру Государственной Думы Российской Федерации, уже встали на серьезные основания, и до 27-го года во всех регионах такие центры будут. Там можно не просто получить сухую юридическую консультацию, психологическую помощь, гуманитарную поддержку. Самое главное, там будет осуществляться и осуществляется просветительская деятельность. Семья может попасть в ту среду, получить ответ на свой вопрос, найти то сообщество, те ресурсы, волонтеров, другие организации, помощников, просто единомышленников, которых ей недостаточно для того, чтобы сохранять семью и соответственно давать ту необходимую информацию своим детям, которой, возможно, они не обладают сами. Это тоже ресурс, это помощь, это не только общественная инициатива, это уже государственная практика.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, напоминаю вам, что у нас в гостях Мария Филина, председатель ассоциации организаций по защите семьи, член экспертного совета патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, мать четверых детей. У микрофона Кира Лаврентьева. Мы вернемся после короткой паузы.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У нас в гостях Мария Леонидовна Филина, председатель ассоциации организаций по защите семьи, член экспертного совета патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, мать четверых детей, на уровне Волгоградского региона вместе с мужем Мария возглавляет православный семейный центр «Лествица». Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы говорим об образовании, поднимаем болезненные темы, дорогие наши слушатели, так что обязательно будьте с нами. Хочу спросить Марию Леонидовну я вот о чем. Мы начали сегодняшний час с разговора о «Лествице», вашем семейном центре, который вы с болью открывали, с болью несете и, как мне кажется, с немалыми трудностями сталкиваетесь, чтобы его развивать. Все-таки название «православный» вносит свои коррективы в развитие вашего центра, но вы от этого не отказываетесь. История особенная, связанная с вашим центром. Скажите, пожалуйста, чем он занимается на сегодняшний день? Какую помощь он может оказать матери, которая в силу определенных обстоятельств осталась без мужа, но с детьми на руках, и ей действительно очень хочется как-то их развивать, ей нужна помощь? Она может обратиться в ваш центр и что она может там получить?

Мария Филина:

— В наш центр обратиться может любой человек, причем, неважно, какой конфессии. Мы называли наш центр православный, понимая, что мы живем на православной земле, и культуру нашу должны знать наши дети, взрослые, этого не бояться, не стесняться. Мы принимаем любых людей, действуем от запроса. Когда к нам начали приходить беременные женщины, молодые еще совсем, которые, к сожалению, не получили поддержку в семье, мы пришли к пониманию, что нам нужен кризисный центр для мам «Покров». Это структурное подразделение «Лествицы», единственный в нашем городе негосударственный центр, где есть социальная гостиница, где мама беременная, с малышами до трех лет может абсолютно бесплатно проживать до полугода и больше.

Кира Лаврентьева:

— Ничего себе.

Мария Филина:

— Получая гуманитарную помощь, получая тепло, именно кров, поэтому назвали «Покров», под защитой Божьей Матери настоящий полноценный дом. Специалисты, юристы, психологи оказывают помощь для того, чтобы не просто комфортно проживать, потом выйти снова на улицу и столкнуться с теми же проблемами, а чтобы решить эти проблемы с трудоустройством, с жильем, конфликты в семье, почему женщина не смогла проживать в своей родительской семье, с супругом, с партнером. Есть гуманитарный центр, отдельный, где можно получить помощь вещевую, продуктовую. Потом опять же обратиться к специалистам, если есть необходимость, психолога, кого-то еще. Но мы пошли дальше. Мы на базе «Лествицы» сначала проектом в 15-м году, а потом уже совместно с единомышленниками открыли другую организацию — «Многодетный Волгоград», будучи многодетными родителями, с тремя детьми. Есть такая небольшая история, лирическое отступление, шли по торговому центру с супругом, с тремя детьми и ловили на себе непонимающие взгляды, вроде молодые, а уже с тремя. Мы поняли, что нужно собирать наше сообщество и показывать, что в многодетном сообществе много успешных талантливых, благополучных, нормальных семей, которые достойно воспитывают детей. Эта организация стала в нашем регионе еще и площадкой регионального семейного многофункционального центра, который объединяет другие ресурсы региона. На уровне других регионов на государственной основе учреждаются такие семейные МФЦ. И в двух регионах, Волгоградской и Орловской областях, при экспертном участии нашей ассоциации, при поддержке Анны Юрьевны Кузнецовой, министерства труда, соцзащиты реализуется пилотный проект Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семейный МФЦ — это тот центр, куда можно обратиться и по телефону и через социальные сети, прийти в креативное, интересное пространство, чтобы очно пообщаться с единомышленниками, специалистами. Мы заметили, что мы даже не можем потом выгнать семьи из наших центров, потому что им там уютно. Каждый находит то, зачем они пришли и даже больше. Иногда приходят с одним вопросом, а потом, когда мы начинаем этот снежный ком раскручивать, выясняется, что их привело совсем другое.

Кира Лаврентьева:

— Да, удивительно. Я знаю, что у вас есть проекты по взаимодействию с общеобразовательными учреждениями, вы пришли в нашу студию с красочными, очень яркими красивыми буклетами, где у вас уже расписаны все программы доступным интересным языком, которые вы предлагаете для внедрения в общеобразовательные школы. У вас есть какой-то положительный опыт этого взаимодействия? Есть ли проекты, которые уже внедрены в общеобразовательную организацию, в школу и уже как-то представлены детям?

Мария Филина:

— У нас есть проект «Зарождение», который представляет из себя просветительские беседы-лекции для старшеклассников, для студентов средних специальных образовательных учреждений и первых-вторых курсов высших учебных заведений. Единственно, у нас не получилось внедрить в образовательных учреждениях, включая тех специалистов, тех педагогов, которые уже работают в школе. Мы приходим со своими специалистами, с подготовленными лекторами. Наверное, это самый главный кризисный момент при преподавании семьеведения — это общеизвестный курс, который внедряется на уровне регионов. Почему он стопорится? Потому что здесь есть кадровый голод. Такие лекции, беседы, встречи, уроки, классные часы могут вести только те люди, которые обладают положительным семейным багажом, которые сами за традиционную семью, у которых есть семья, у которых есть опыт. И они с горящим взором и глазами несут это в мир. Только таким коллегам, педагогам дети верят. А дети сейчас умеют критически мыслить.

Кира Лаврентьева:

— Их не проведешь.

Мария Филина:

— Они задают провокационные вопросы, и если человек не подготовлен, если он сам не верит в то, что говорит, ему не поверят. Опыт есть на уровне Волгоградского региона очень хороший. Порядка трех тысяч студентов у нас уже прошли эти беседы-лекции, мы сейчас разработали анкету обратной связи и получаем в 98 процентах случаев положительные отзывы, отклики, детям нужна эта информация. Они либо сразу подходят, либо потом анонимно, либо индивидуально, но есть запрос на продолжение этой деятельности. И потом ребята к нам обращаются и как волонтеры, обращаются за помощью. Поэтому мы будем продолжать эту работу. Более того, эта работа ведется в Алтайском крае. Мы нашли единомышленников, члены нашей ассоциации, которые там ведут. Там тоже замечательный, положительный опыт. Причем, эти лекции-беседы снабжены у нас мобильными стендами-выставками, которые разработаны, которые можно использовать в любом образовательном пространстве в качестве наглядных материалов, их можно в виде стендов распечатывать, выводить на экран. Абсолютно бесплатно мы все наши материалы передаем. Можно ставить как выставки к каким-то праздникам, у нас же сейчас много семейных праздников. День семьи, любви и верности — летний праздник. Если летом нет возможности, у нас есть, наконец-то, всероссийский День отца, третье воскресенье октября. У нас есть, пусть международный, День матери, надеюсь, когда-то будет День матери наш, отечественный. И мы говорим о необходимости Дня многодетной семьи, тоже было бы здорово, мы хотим говорить о том, что в идеале многодетная семья спасет мир и наше государство сохранит. У нас есть День защиты детей, международный День семьи. Тоже как инфоповод, опять же не совсем наш праздник, но тем не менее. Можно снабжать эти дни нашими выставками и ставить в образовательных учреждениях, такой опыт есть. Это пассивное использование этих материалов. Либо на регулярной основе проводить встречи, приглашать интересных людей, спикеров. Можем обучать лекторов на уровне регионов, передавать наш опыт для того, чтобы коллеги вели в своих регионах такие встречи. Пока мы ограничиваемся, к сожалению, одной встречей с одной целевой аудиторией. От 30 до ста студентов одновременно, наши лекторы удерживают внимание, отвечают на вопросы, рассказывают. Начинают лекцию с ответа на вопрос о выборе спутника жизни, о том, что когда-то закончится образовательный процесс, начнется взрослая жизнь и собственно он уже не мешает взрослой жизни, особенно для студентов, что же вы будете делать? Дети задумываются. Постепенно приходит лектор, специалист к раскрытию тем, что пробный брак — это только проба, а не гражданский брак. На самом деле гражданский брак — это законный брак, зарегистрированный в ЗАГСе. А у нас вот это понимание стирается. Для женщины это иллюзия семьи, а для мужчины это иллюзия свободы. Это нужно понимать с психологической точки зрения. Развенчиваются те мифы, которые у ребят уже устоявшиеся, уже сложились. Рассказываем о том, что брак должен быть один раз и на всю жизнь, что нужно быть за рождение.

Кира Лаврентьева:

— И действительно есть отклик какой-то? Мне кажется, что сейчас молодежь вообще не пробьешь.

Мария Филина:

— Замечательный, правда. Сейчас, я здесь, а у нас на уровне Волгоградского региона проходит в рамках месячника в ноябре месяце ежегодные беседы-лекции со студентами. В этот раз нас позвали к студентам СУЗов к сложным подросткам. Наши коллеги очень сильно переживали, как они отреагируют, уже они получают негативный опыт, столкнулись с теми проблемами, а мы будем о счастье рассказывать семейном и какой-то рай на земле выстраивать в семейных отношениях. Если дети чувствуют, что им говорят правду, что лектор несет тот свет, знает, о чем говорит, и приводит реальные примеры, а не просто пытается нарисовать какую-то картинку, ребята задают вопросы.

Кира Лаврентьева:

— Откликаются.

Мария Филина:

— Откликаются.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Напоминаю, что у нас в гостях Мария Леонидовна Филина, председатель ассоциации организаций по защите семьи, член экспертного совета патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, мать четверых детей. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мария Леонидовна, мы сейчас с вами разговариваем, я вспоминаю замечательный фильм с Натальей Гундаревой в главной роли «Однажды 20 лет спустя», когда взрослые уже люди, спустя 20 лет после окончания школы, собрались для встречи одноклассников. Они разговаривают друг с другом о том, кому чего удалось добиться. Кто-то продолжает строить город будущего, кто-то космонавт, кто-то выполняет секретное государственное задание, кто-то директор фабрики мороженного. Они там какие-то очень счастливые подобрались люди, какой-то удивительный класс, который вырос продуктивно, все такие развитые и реализованные. И это действительно очень здорово, что каждый в этом фильме как будто бы нашел свое предназначение. Сидит среди них многодетная мама, которая так скромно говорит: я — мама. И как-то на нее все рукой махнули. А потом, когда увидели в конце фильма количество ее детей, все ее медали, ее статус «мать-героиня» увидели воочию, поняли, насколько она счастлива в этом своем предназначении быть мамой, они переключили свое внимание на нее. И уже заканчивается фильм совсем по-другому, с уважением к ней относятся, так ее почитают. Сейчас говорю с вами и думаю, что действительно кто-то родился врачом, вот, правда, ему надо быть врачом, не только мамой, но и врачом. Кому-то педагогом, кому детские центры развивать, кому-то тренером, кому-то спортсменом, кому-то священником. А кто-то действительно рождается для того, чтобы заниматься исключительно детьми, не уходить на работу, не стремиться ни к какой самореализации, их главная реализация дома. И таких женщин, кстати говоря, становится все больше и больше, которые не боятся этого признать, которые больше не слушают советские лозунги о том, что должны работать в любом случае, хочешь ты того или нет. И если есть хоть какая-то возможность у мужа обеспечить эту семью, а у мамы сидеть дома, то это не стыдно, это не плохо, это очень даже здорово. Я сейчас говорю с вами и понимаю, что для девочки крайне важно рассматривать и такой вариант для себя, что не всегда и всем нужно только лишь работать. Иногда нас жизнь заставляет. Но если есть какая-то минимальная возможность работать из дома или работать параллельно с детьми, совмещать это по возможности, то это не плохо, это не стыдно — жертвовать чем-то ради того, чтобы быть просто мамой.

Мария Филина:

— Полностью согласна и как многодетная мама, хотя и рабочая мама, но полностью ушла в общественную среду, которая позволяет планировать свой день таким образом, чтобы выстраивать его и завязывать на кружках и обучении детей, воспитании их. Бывают командировки, бывает отъезд, но здесь включается папа, который, кстати, тоже общественник. Прошел большой период времени, когда он понял, что пора тоже с головой погружаться в общественную профессиональную деятельность. Не просто спасать мир и волонтерить, а этим жить и отдавать себя полностью и людям и семье. В наших сообществах много женщин, которые занимаются воспитанием детей, они полностью поглощены этим. Это не просто домохозяйки, это опять же мифы, сформированные кем-то для того, чтобы порочить труд материнства.

Кира Лаврентьева:

— Да, да.

Мария Филина:

— Ту семейственность, ту красоту материнства, которая на самом деле есть. Это мамы, многие с высшим образованием и не с одним образованием. То, что получили, они передают своим детям, они развиваются и самореализуются через своих детей, через домашний труд, через участие в общественных инициативах, волонтерстве. Это не мешает им дистанционно подрабатывать, быть самозанятыми, вести какое-то дело. Но основной их труд материнский. Вы правильно заметили, что была пропаганда в определенный период времени, запрос на рабочую женщину. Сейчас у нас есть запрос и естественная природная потребность на материнство и отцовство. Отцовство, кстати, сейчас внесено в постулаты и конституционную норму. У нас долгое время в Конституции не было зафиксировано, что отцовство наравне с материнством и семьей является законодательным приоритетом нашей страны. Сейчас это так, наконец-то, это так. Поэтому труд матери и отца должен быть оценен, должен быть общественно признан. И как раньше у нас было общественное порицание и признание, так сейчас у нас есть именно признание семьи, материнства, отцовства и детства. И, наверное, немножко хотелось бы в этой связи обозначить такой социальный феномен, как многодетность. Это естественный ответ общества на саморазрушение. Мы долгое время шли к тому, что мы себя разрушали через, к сожалению, абортивное мышление, через потребительское отношение к жизни. «После меня хоть потоп» — английская пословица, но мы жили по такому принципу, неважно, что будет после меня, здесь и сейчас и дальше, не понятно как, и мне это не интересно. А ведь патриотизм истинный, служение формируется через семейные ценности, через сохранение естественной среды и ответ общества на сохранение себя, своей страны, народа, своей маленькой семьи идет через многодетность. Несмотря на то, что у нас демографические проблемы — сейчас обращаюсь к теме демографии — снижение рождаемости, коэффициент рождаемости просто упал до уровня времен Великой Отечественной войны, 1,4 — 1,3 — это невозможно для понимания, коэффициент рождаемости должен быть 2,2 — 2,3. То есть два-три ребенка в каждой семье. Естественно такого у нас нет, но у нас в каждом регионе увеличивается число многодетных семей. Вот он ответ общества на выживаемость, на создание тех естественных условий, где семьи, дети наши будут счастливыми, будут жить в нашей стране с нашими ценностными установками, сохраняя наше мировоззрение и самое главное сохраняя ту страну, которую нам передали наши предки для того, чтобы сохранить ее для наших потомков.

Кира Лаврентьева:

— Это такой очень глобальный план на развитие общества. А если сейчас какие-то родители услышат наш разговор и вдохновятся. Им очень захочется своим детям тоже что-то рассказать, как-то с ними поговорить, как-то с ними время провести, то эти вещи про семью, про правильные ценности, про поиск себя, про свое личностное развитие как лучше всего доносить родителям? Вы сказали, проводить с ними время, гулять, хотя бы просто гулять, ходить в какие-то походы, поездки, что-то делать дома. Есть у вас личные лайфхаки вашей семьи, когда можно говорить об очень глубоких вещах во время какой-то деятельности и при этом не навязчиво?

Мария Филина:

— Самый простой способ — это семейные ужины, семейные обеды. Мы проводили опросы среди детей, прежде всего, и родителей, у нас утрачивается совместное времяпрепровождение, самое простое, вместе собраться за солом. Тогда решаются любые вопросы. Одному задашь вопрос какой-то, как ты провел день? Вопросы тоже должны быть не с потолка, а продуманные. Завязывается беседа, она может быть потом продолжена через семейное чтение, у нас тоже есть такая традиция, вместе читать с детьми Библию, какие-то рассказы.

Кира Лаврентьева:

— Им это интересно?

Мария Филина:

— Да. Мы вовлекаем, у нас даже 15-летний сын тоже участвует в этих разговорах, беседах. Конечно, стараемся со старшими детьми, зная их интересы, например, исторические темы...

Кира Лаврентьева:

— Отдельно.

Мария Филина:

— Супруг разговаривает на такие темы. Начать с простого, просто собраться вместе за столом. Не обязательно куда-то бежать, уходить, выезжать на природу, чтобы себе создать эту атмосферу, она может быть у тебя дома, она должна быть у каждого из нас дома. И далее хочется рассказать, что у нас есть проект большой «Семья — основа мира», который заключается в продвижении традиционных семейных ценностей. Там мы сейчас разрабатываем семейную книгу о семье Ушаковых с интересными рассказами, с интересными раскрасками, картинами, картинками детских писателей и художников. Если мы не находим того контента, который нам нужен, мы его создаем. Читайте хорошие книги с детьми, смотрите хорошую качественную отечественную кинематографию. У нас есть хорошие фильмы, сейчас тоже идет возрождение, по крупицам, но есть. Наверное, это самые простые механизмы, простые советы, которые доступны любому родителю.

Кира Лаврентьева:

— Мы понимаем, что многодетная семья, помимо того, что это очень здорово, радостно и весело, еще бывает и трудно, в плане организации бытового пространства. И у меня старший ребенок говорит: нет, я буду жить один, когда вырасту. Я понимаю, что тут не поспоришь, понятно, почему он так говорит, его пространство все время кто-то нарушает, он не может посидеть один и почитать книжку, он не может посидеть один и подумать, потому что к нему врываются малыши. Вы понимаете. Вот этот вопрос вы как для себя решаете?

Мария Филина:

— У нас небольшая квартира, мы живем в обычной квартире, трехкомнатная, но она совсем небольшая. У каждого ребенка есть свое небольшое пространство в виде рабочего стола, спального места. Когда семья многодетная, наверное, только от старшей дочки, потому что у нее был период, когда она была одна пять лет, у нее есть с чем сравнить, у всех остальных не с чем сравнивать, они всегда были не одни, у них вообще не возникает вопрос, как это я один. Старший сын заговорил, что хотелось бы свою комнату, но они, опять же, понимают. Даже со старшим разговариваем, да, может быть, бывает сложно, но все равно с кем-то разделил свое пространство, свою комнату. Да, сложно, но я люблю свою семью, мне там комфортно. Поэтому если есть внутри, дома, в семье любовь, и родители чем-то жертвуют, то и дети понимают эту жертвенность и служение, что мы всегда вместе. Когда дети остаются, кто-то уезжает к бабушке, в лагерь, один не может долго находиться.

Кира Лаврентьева:

— Найти себя не может, болтается, ходит.

Мария Филина:

— Ему скучно, ему сложно, он настолько привык быть включенным в совместное пространство. Все познается в сравнении, обязательно должно быть рабочее, спальное место комфортно обеспечено. Но то, что в комнате обязательно должен быть один ребенок и он должен быть в одиночестве. Он разве будет в одиночестве? Он будет со своим гаджетом. Хорошо, когда в комнате минимум два ребенка и мешают своими разговорами.

Кира Лаврентьева:

— Кто-то мешает. Спасибо вам огромное. Спасибо. Напомню, что наши регулярные беседы об образовании мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который собирает лучшие, интересные опыты работы в области образования и воспитания. Узнать об этом проекте, стать участником, поддержать его можно на сайте clever-lab.pro. Мы прощаемся с нашей замечательной гостьей, и напоминаю, что у нас сегодня была Мария Леонидовна Филина, председатель ассоциации организаций по защите семьи, член экспертного совета патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, мать четверых детей. Меня зовут Кира Лаврентьева. Огромное спасибо, дорогая Мария Леонидовна, будем ждать новых встреч с вами в формате «Светлого радио».

Мария Филина:

— Спасибо большое за приглашение. До свиданья.

Кира Лаврентьева:

— Всего хорошего.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем