
Фото: Abenteuer Albanien/Unsplash
Даже далекие от Церкви люди хоть немного, но знают о том, кем были святые Кирилл и Мефодий. Знают, что благодаря деятельности братьев появилась азбука, «кириллица». Но совсем немногие имеют представление о том, что Кирилл и Мефодий не были одиноки в своем труде, что у них имелись помощники и продолжатели их просветительской миссии. Среди наиболее ярких младших современников святых братьев значится имя Наума Охридского. Имя этого великого святого в России известно почти только ученым-славистам, но на самом деле святой Наум сыграл далеко не последнюю роль в деле создания и укрепления славянской церковной культуры. Первоначально святой Наум являлся учеником святого Мефодия, а затем стал помогать еще одному просветителю славян — Клименту Охридскому.
Благодаря Клименту и Науму в городе Охрид, древней столице болгарского царства, который сегодня, правда, располагается на территории Македонии, появилась знаменитая Охридская книжная школа. В этой школе Священное Писание, богослужебные книги и произведения отцов Церкви переводились на славянские наречия при помощи упомянутой уже кириллицы. Под руководством Климента и Наума в школе прошли обучение около 3500 будущих преподавателей и священников. Все они стали распространителями славянской церковной культуры на Балканах и других областях Европы.
Впоследствии святой Наум на берегу Охридского озера основал мужской монастырь, который долгое время был значительным культурным центром. В монастыре Наум провел последние годы своей жизни и почил в 910 году. Вскоре после смерти его мощи были обретены и помещены в главном храме обители. С этого же времени начинается история особого молитвенного почитания святого Наума.
Наум Охридский благодаря своей просветительской деятельности почитается жителями Балкан как покровитель и заступник учеников и учителей. Ему молятся с просьбой получить силы и способности к успешному освоению новых знаний, а также избавиться от психических и нервных расстройств — еще при жизни по молитвам святого Наума люди избавлялись от подобных заболеваний.
Монастырь святого Наума существует и сегодня. Судьба его не была простой, особенно в новейшее время. В 90-е годы прошлого века обитель оказалась частью раскольнической Македонской Церкви, не признанной другими Православными Церквами. Присоединение к расколу привело к тому, что, например, вход в монастырь стал платным. Но даже несмотря на раскол и платный вход в день памяти святого Наума, 27 июля по новому стилю, в его обитель съезжается огромное количество православных македонцев, албанцев и болгар. Православные паломники не принимают участие в раскольническом богослужении, дожидаются его окончания и после этого идут к мощам святого, прося его о помощи.
Нижний Новгород. Преподобный Тимон Надеевский
Нижегородская земля явила немало святых. Один из них — преподобный Тимон Надеевский. Он родился в 1766 году в городе Балахна близ Нижнего Новгорода. С юных лет стремился к молитвенному уединению. По благословению родителей в отроческом возрасте поступил в Нижегородское духовное училище, а затем — в семинарию. По окончании учёбы женился и стал диаконом. А когда через два года овдовел — избрал монашеский путь и принял постриг в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода. В 1825 году по благословению Серафима Саровского отправился возрождать Никольскую Надеевскую пустынь под Костромой. Тимон поселился в лесу близ заброшенной обители. Дни и ночи проводил в молитве и богомыслии. Пример преподобного вдохновил других подвижников, и вскоре Никольская Надеевская обитель ожила. Тимон до конца своих дней заботился о братии, принимал паломников. По его молитвам совершались исцеления и другие чудеса. Святой преставился ко Господу 21 января 1840 года. Перед тем, как упокоиться, он обратился к пастве со словами: «При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанной и миролюбивой, молитвой пламенной и сокрушением нелицемерным пролагайте себе дорогу в вечность. За гробом на небе наша Отчизна». В 2003 году Церковь прославила уроженца нижегородской земли Тимона Надеевского в лике святых.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Мурманск. Путешествие по городу

Фото: Dmitry Gornaev / Pexels
Мурманск расположен за Полярным кругом, на скалистом побережье Кольского залива Баренцева моря. Он был основан в начале двадцатого века как северный форпост Российской империи со звучным названием Романов-на-Мурмане. Днем рождения города считается 4 октября 1916 года. В этот день на высоком холме над морем состоялась торжественная закладка собора во имя святителя Николая Чудотворца. Возвести храм помешала революция 1917 года. Новые власти переименовали город в Мурманск. Бронзовую плиту, с закладки которой началось его строительство, поместили в музей. Вместо церкви на холме встал дом культуры. Лишь в 1946 году православные мурманчане получили разрешение совершать богослужения. Они вскладчину приобрели небольшой деревянный дом на окраине города и обустроили его под церковь. А спустя четыре десятилетия на её месте возвели величественный Никольский собор. С тех пор в столице Заполярья начали строиться храмы. В 1995 году Мурманск стал центром православной епархии. В планах горожан — строительство нового кафедрального собора. Центральный его Престол будет посвящён празднику Преображения Господня, второй освЕтят во имя царственных страстотерпцев. Величественный храм восполнит недописанную страницу истории Романова-на-Мурмане, станет данью памяти его основателя, императора Николая Второго.
Радио ВЕРА в Мурманске можно слушать на частоте 90,4 FM
Комсомольск-на-Амуре. Путешествие по городу
Комсомольск-на-Амуре расположен в Хабаровском крае, на левом берегу реки Амур. Город был основан в 1860 году как село Пермское. Первые дома русские поселенцы поставили у реки, в районе современной набережной. Здесь же стоял храм, посвящённый Илье Пророку. Его закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим. Однако, в семидесятых годах двадцатого века в городе образовалась православная община. Верующие купили частный дом на улице Лермонтова. И обустроили в нем храм в честь праздника Успения Божией Матери. Совершать богослужения и церковные таинства сюда приезжали священники из Хабаровска. В конце двадцатого века в Комсомольске-на-Амуре стали один за другим вырастать новые храмы. В 2006 году город украсил величественный собор Ильи Пророка. Сегодня он — главный храм центрального города Амурской епархии, Комсомольска-на-Амуре!
Радио ВЕРА в Комсомольске-на-Амуре можно слушать на частоте 99,9 FM











