Румынская Церковь в православном мире держится как бы особняком. Румынское православие не принадлежит ни к греческой, ни к славянской группе православных Церквей. Христианство пришло на румынские земли благодаря миссии апостола Андрея Первозванного и с тех пор развивается здесь самобытно. Связано это с тем, что Румыния в культурном плане находится на границе западной и восточной цивилизаций. Такое пограничное культурное положение сказалось и на церковных традициях этой страны. Мы уже говорили как-то с вами, что православные священники в Румынии часто бреют бороды на манер католических клириков. Западное влияние ощущается и в иконописной традиции Румынской Церкви. Есть и другие примеры заимствования православными румынами католических обычаев. Вот один из них.
В Румынской Церкви принято служить Литургию не только на красном, но и на белом вине. Есть даже приходы в Румынии, в которых Таинство Причастия совершается исключительно на белом вине. Почему это необычно? Потому что во всем остальном православном мире Литургия служится только на красном вине. С древних времен Литургия, которая служится в любом православном храме является повторением Тайной вечери — последней трапезы Иисуса Христа, во время которой Он Сам совершил Таинство Причастия. По Его благословению хлеб и вино таинственным образом стали Телом и Кровью Христовыми, причащаясь ими православный христианин освящает свои тело и душу. Как верит Церковь, Спаситель совершил Таинство Причастия, благословив чашу с красным вином. Поэтому православная Литургия служится на красном вине. В Румынии же часто отступают от этой традиции. По нескольким причинам.
Первая — практическая. В Румынии исторически растут сорта винограда, из которых изготавливают именно белое вино. Красное вино еще в 19 веке в Румынии считалось дефицитом. Вторая причина, почему Причастие в Румынской Церкви совершается на белом вине, состоит в упомянутом уже католическом влиянии. Католическая церковь также имеет богослужение под названием литургия, которое все же чаще именуется мессой. У католиков принято совершать литургию с использованием белого вина. Румыны из-за соседства с католическими странами частично восприняли западное отношение к Причастию. Так, к примеру, они стали считать, что если во время Литургии вино освящается и становится таинственным образом Кровью Христовой, то Причастие не должно внешне напоминать кровь человека (красное вино ее напоминает внешним видом). Причастие должно якобы приводить христианина к мысли — если Христос был воплотившимся Богом, то и Кровь Его, подаваемая в Причастии, должна быть особенной. Не красной, а белой.
Впрочем, подобное отношение Румынской Церкви к Причастию не дает повод считать румынскую Литургию неправильной. В конце концов, у нас в Церкви вплоть до 16 века по большей части совершали это богослужение на ягодном соке. Не рос у нас в те времена виноград, а поставки вина с юга налажены не были. Однако же никто не посмеет утверждать, что в Русской Церкви Литургия была неправильной первые шесть веков существования христианства в нашей стране.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Возрождение русской деревни». Мария Большакова
Гостьей программы «Светлый вечер» была заместитель председателя комиссии по сохранению и укреплению российских традиционных культурно-нравственных ценностей Общественной палаты Московской области, председатель Экспертного совета Конкурса Грантов Мэра Москвы Мария Большакова.
Разговор шел о том, как сегодня можно возрождать и развивать жизнь в малых городах и деревнях России и почему это важно. Мария поделилась личным опытом создания проектов, привлекающих внимание к сельским территориям и помогающих делать жизнь вне больших городов более комфортной.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Неслучайная случайность»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как неожиданное событие, которое казалось на первый взгляд случайным, открыло Премудрость Бога и Его заботу о нас, поделились ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Светлые истории
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема











