
Фото: Bildstockru Master / Unsplash
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
В этом стихотворении Николая Рубцова упоминается храм Софии. Но так ли действительно он называется?
Давайте сегодня поговорим об именовании храмов. В обычном разговоре мы употребляем варианты: церковь в честь Рождества или храм во имя Николая Чудотворца. И действительно, это так называемые обиходные, сокращённые названия. А есть канонические, официальные, и они могут быть довольно длинными.
Есть три основных типа названий храмов. Если он освящён в честь Господа, Богородицы, какого-либо святого, то в официальном варианте названия будет употребляться выражение «во имя». Например, Церковь во имя Троицы Живоначальной.
Если название дано в честь события — Рождества, Крещения, Успения, Введения во храм и так далее, то каноническая формулировка будет содержать сначала упоминание того, кто связан с данным празднованием — Господа Иисуса Христа, Богородицы, святого, а потом само событие, в память которого названа церковь. Значит, если мы говорим о Крещении Господнем, то каноническое наименование будет таким: Церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в память чудесного Его Крещения, именуемого Богоявлением. А обиходное наименование — Богоявленская церковь.
Третьим вариантом являются названия храмов в честь иконы. В этом случае также сначала говорится о том, кому она посвящена, а затем употребляется выражение «в честь иконы». Церковь во имя Пресвятой Богородицы, в честь иконы Её, именуемой «Владимирская». Обиходное наименование — Владимирская церковь.
В разговорной речи зачастую используются так называемые местные, народные названия — связанные с географическим положением, примечательным событием и так далее. Московский Храм святого апостола Иоанна Богослова, что под Вязом, хранит историю о большом вязе, росшем прямо в алтаре. Название Церкви Зачатия Анны, что в Углу происходит от её расположения на местности. Изучая названия храмов, можно открыть много интересных страниц русской культуры и нашего языка.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Все выпуски программы: Сила слова
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











