Книга «Деяния апостолов» описывает историю ареста в Иерусалиме апостола Павла. Прибыв в Святой Город, Павел зашел в храм вместе с четырьмя спутниками. Увидевшие это иудеи подняли толпу против апостола, крича: «Этот человек всех повсюду учит против народа и закона, притом и Эллинов ввел в храм и осквернил святое место». Как сказано в Библии, «весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа». Апостолу грозила смерть. Его спас тысяченачальник римского полка, следивший за порядком. Но ареста апостолу Павлу все же избежать не удалось.
Некоторые детали этой истории долгое время вызывали недоумение у исследователей Священного Писания. Почему иудеи так возмутились приходом в храм иноверцев, за которых приняли спутников Павла? И почему им грозило не просто изгнание, а смерть? Ответ был найден случайно. В 1871 году, прогуливаясь в районе раскопок у храмовой горы, переводчик французской дипломатической миссии в Иерусалиме Шарль Клермон Ганно обнаружил удивительный артефакт.
Комментарий эксперта:
Это была хорошо сохранившаяся известняковая табличка размером 55 на 80 сантиметров. Эксперты датировали находку первым веком от Рождества Христова. На ней отчетливо просматривалась надпись на греческом языке. Она гласила: «Иноземец не имеет права заходить за ограду и во внутренний двор. Кто будет пойман, сам несет ответственность за свою смерть».
Спустя шестьдесят лет британский археолог Джон Генри Илиффэ, проводивший раскопки у северной части Храмовой горы, обнаружил среди руин мусульманского строения камень с фрагментом греческой надписи. Известняк был расколот, чтобы вписать его в строение, некогда возведенное из фрагментов более древних зданий. Когда надпись восстановили, оказалась, что она практически полностью идентична той, которую нашел Шарль Клермон Ганно. В тексте содержался решительный запрет входа на территорию храма язычникам. На буквах, выбитых на белом известняке, отлично сохранилась красная краска. Оставалось понять, почему надписи в иудейском храме были сделаны не на иврите, а по-гречески, и зачем они были покрашены?
Комментарий эксперта:
Разгадка нашлась довольно быстро. В книге Иосифа Флавия, еврейского историка первого века, содержится упоминание, что в храме, возведенном при царе Ироде, было четыре двора. В первый мог войти любой человек. Но во внутренние дворы входить разрешалось только иудеям. Граница первого двора обозначалась невысокой каменной оградой с надписями, предупреждавшими о запрете. Эти надписи не имели отношения к иудеям. Они адресовались иноземцам, поэтому были сделаны на иностранных языках. А чтобы запрещающие таблички было хорошо видно, буквы были выкрашены в красный цвет.
В свете этих находок и пояснений древнего историка Иосифа Флавия можно понять, почему толпа так решительно была настроена убить апостола Павла. Подначиваемый врагами апостола, народ был уверен, что пришедшие с ним – язычники. Не заметить надпись было просто невозможно. Проникновение на запретную территорию могло быть только намеренным, продиктованным желанием осквернить святыню. Впрочем, как мы знаем из библейского текста, апостола Павла обвинили напрасно. В «Деяниях святых апостолов» говорится, что его спутники были не греками, а бедными иудеями, пришедшими в храм, чтобы пройти обряд очищения. Апостол Павел намеревался заплатить за жертву, которую им следовало принести согласно закону Моисееву. Таким образом, апостол не только не осквернил храма, но, наоборот, выразил свое уважение к иудейским традициям. Обвинение, выдвинутое против него, было клеветой. Воссоздать эту историю в деталях ученым помогли две таблички, найденные французским переводчиком и британским археологом.
«Новогодний живой концерт». Ирина Сурина, Нина Резник
В Новогодний вечер мы подготовили живой новогодний двухчасовой музыкальный концерт. У нас в студии были солистки Ирина Сурина и Нина Резник, а также музыканты групп «Кукуруза» и «Кукушкин Баритон», которых мы искренне благодарим за участие и праздничную атмосферу! Было много музыки, много песен и теплое общение.
В качестве новогоднего сюрприза в этом эфире свою авторскую песню исполнил и наш ведущий Константин Мацан.
Отдельную благодарность хотим выразить Виктории Макарской за идею и вдохновение!
В программе прозвучали песни:
1. «Вместе с тобой» муз. и сл.: Нина Резник
2. «Где твоя любовь» муз. и сл.: Нина Резник
3. «Белая» муз. и сл.: Андрей Шепелёв
4. «Медленная жизнь» муз. и сл.: Нина Резник
5. «Молитва» стихи: Елена Исаева, муз.: Ирина Сурина
6. «Ответит лишь ветер» музыка народная, авторский перевод слов: Нина Резник
7. «Мир прекрасен» муз.: Сергей Манукян, сл: Екатерина Плетнева
8. «Если мне темно» муз. и сл.: Нина Резник
9. «Монмартр» стихи: Елена Исаева, муз.: Александр Шишов
10. «Пластинка лета» муз. и сл.: Нина Резник
11. «Подводное танго» муз. и сл.: Нина Резник
12. «Дым печной» муз. и сл.: Олег Митяев
13. «Созданы звёздами» муз. и сл.: Нина Резник
14. «Прогулка» муз.: Сергей Манукян, сл.: Олег Митяев
15. «Белый город» муз. и сл.: Нина Резник
16. «Я дух твоего Рождества» муз. и сл.: Константин Мацан
17. «Колечко» муз. и сл.: Нина Резник
18. «Горюшко» муз. и сл.: Андрей Хрипунов
19. «Нам ли плакать?» муз. и сл.: Нина Резник
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Удивительные истории помощи ближним». Анастасия Свирина и Наталья Чиколини
В гостях у программы «Делатели» были представитель православной платформы «Поможем» Анастасия Свирина и директор по связям с общественностью службы «Милосердие» Наталья Чиколини.
Наши гостьи рассказали удивительные истории из личного опыта о помощи людям в сложных жизненных ситуациях, как благодаря неравнодушным людям и явному участию Бога удавалось исправить самые сложные ситуации.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Клавдий Лебедев. «Василий Блаженный»
— Спасибо, что показал мне Новгород, дядя Андрей! Мне очень понравились Софийский собор, пешеходный мост через Волхов, древний Кремль-детинец. И Новгородский музей-заповедник, в котором мы сейчас находимся. Хотя и по дому я уже соскучился. Москва всё чаще вспоминается.
— А вот, Паша, ещё одно напоминание о ней — картина Клавдия Лебедева «Василий Блаженный», написанная в 1902 году. Герою этого полотна посвящён собор на Красной площади.
— Тот самый — яркий, праздничный, с разноцветными куполами?
— Именно так. Один из узнаваемых символов столицы.
— Я столько раз любовался этим храмом, но никогда не задумывался о святом, имя которого он носит. Расскажи мне о Василии Блаженном?
— Если кратко — родился святой в 1468 году в Москве. В шестнадцать лет взял на себя подвиг юродства — мнимого безумия ради Христа. Смело обличал всякую несправедливость, не боялся говорить правду самому царю, Ивану Грозному. Милостыню, поданную сострадательными людьми, сразу же раздавал нуждающимся. В летний зной и лютый мороз ходил по городу босой, в одной рубахе.
— В таком виде Василий Блаженный представлен и на картине Клавдия Лебедева. Он стоит на заснеженных ступенях храма и что-то говорит голубям, а птицы внимательно его слушают.
— Так художник показал, насколько подвижник приблизился к Богу. Животные, как писал преподобный Исаак Сирин, тянутся к святым, потому что чувствуют запах Рая. Беседа блаженного с голубями — знаковая подробность, коих немало на полотне Клавдия Лебедева.
— А какие ещё?
— К примеру, обрати внимание — снег под босыми ногами юродивого не тает. Тоже выразительный символ — человек устремился душой к небу, и телом уже почти не живёт на земле.
— А почему у Василия на голове корона?
— Это не корона, Паша. На голове блаженного тяжёлая конструкция из железных пластин. А на шее, видишь — толстые цепи с крестами. Это вериги, святые носили их ради смирения плоти. Но Клавдий Лебедев неспроста изобразил головной убор юродивого в виде царского венца. По замыслу художника орудие аскетического подвига тоже стало приметой Небесного Царства.
— Как полно Клавдий Лебедев передал образ Василия Блаженного! Тут не достаточно хорошо рисовать, нужно разбираться в истории Церкви, знать основы православной веры.
— Такое глубокое погружение в тему не удивительно. Клавдий Васильевич вырос в семье сельского иконописца, с детства знал жития многих святых. Сам писал иконы, по окончании Санкт-Петербургской академии художеств расписывал Вознесенский собор в городе Ельце.
— А в каком возрасте Лебедев написал картину «Василий Блаженный»?
— В пятьдесят лет. В полотне отразилось и зрелое мастерство художника, и его крепкая вера, и любовь к святому персонажу картины.
— Любовь, которую я теперь разделяю! И любуясь собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве, непременно вспомню святого, и помолюсь ему.
Картину Клавдия Лебедева «Василий Блаженный» можно увидеть в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России