
Грузия — страна с очень древней христианской историей. Грузия приняла христианство на целых шесть веков раньше России. Это произошло благодаря миссии святой Нины, проповедь которой покорила сердца древних иверийцев. Можно с уверенностью сказать, что Грузия как государство образовалась именно благодаря христианству. На протяжении своей христианской истории грузины свято хранили православную веру. Даже в годы советской власти атеистическая идеология не нашла отклика в грузинском народе.
Тем не менее искренняя приверженность Грузии Православию долгое время не находила отражения в официальном символе страны — государственном флаге. Вернее так, до вхождения Грузии в состав Российской империи в 19 веке у грузин имелся флаг с изображением креста. Но он был упразднен вместе с государственной независимостью страны. До революции 1917 года Грузия была частью Российской империи и не имела собственного флага, затем страна вошла в состав СССР. В этот период у Грузии флаг имелся, но был очень похож на советский. После 1991 года Грузия ввела собственный флаг, но он был исключительно светским — тёмно-красное полотнище с чёрно-белым участком в верхнем правом углу.
В 2004 году Грузия восстановила флаг, который отражает приверженность страны к христианству. Теперь флаг Грузии — прямоугольное полотнище белого цвета, в центре которого изображен большой красный крест, а в четырёх углах — одинаковые красные крестики.
Некоторые археологические находки свидетельствуют о том, что пятикрестный флаг имелся в Грузии уже в шестом веке. Доподлинно известно, что большой красный крест на белом фоне был знаменем святого царя Вахтанга I Горгасали, защитника грузинского народа и великого полководца. Под своим крестным флагом царь Вахтанг успешно воевал с персами.
То, что пятикрестный флаг был официальным знаменем Грузии, находит подтверждение в карте братьев Пиццигани 14 века, где Тбилиси обозначен особым значком — пять крестов на белом фоне.
Что же символизирует собой флаг Грузии? Большой красный крест заимствован с исторического флага упомянутого Вахтанга I Горгасали и подчеркивает связь современной Грузии с древней Иверией. Этот же большой прямоугольный крест и четыре малых креста, расположенные по углам, символизируют Спасителя Иисуса Христа и четырёх апостолов-евангелистов. Красный цвет, который используется для изображения крестов, олицетворяет мужество, отвагу и честь грузинского народа. А белый фон — его благородство. Современные грузины очень гордятся своим флагом и считают его лучшим выражением православного мировоззрения своего народа.
Все выпуски программы Вселенная православия
28 мая. О творчестве Федота Шубина

Сегодня 28 мая. В этот день в 1740 году родился скульптор Федот Шубин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
В семье крестьянина-помора Архангельской губернии родился гений скульптуры Федот Иванович Шубин, теснейшим образом связанный с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, которого отец Федота Ивановича учил грамоте. Ломоносовым, который получил три рубля от родственников Шубина для путешествия в столицу.
Пример Федота Ивановича, самого замечательного скульптора 18-го столетия, говорит о том, что талант, помноженный на работоспособность, плодом своим имеет шедевры, которые поныне украшают Санкт-Петербург. Знаменитое ростовое изображение законодательницы Екатерины II в Таврическом дворце, бюсты вельмож екатерининской эпохи, культурные работы Александро-Невской лавры, где и погребён наш замечательный соотечественник.
Я бы назвал его Моцартом в области скульптуры. Каждый месяц он созидал шедевр, достойный восхищения не только современников Шубина, но и потомков, получая неправдоподобно мало, едва сводя концы с концами, он трудился не ради хлеба куса, а ради Иисуса, все свои силы отдавая любимому делу.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если вы когда-нибудь выращивали помидоры, наверняка знаете: кроме хорошей рассады и питательной почвы, без одной важной, регулярно совершаемой процедуры, богатого урожая не видать!
Что это за процедура — напрямую связанная с отрывком из 18-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах, — мы поговорим после того, как послушаем чтение.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Конечно, вы догадались: в начале программы я говорил про процедуру удаления пасынков и подвязку. Если оставить расти растение без этого — оно быстро заполнит своей зеленью всё доступное пространство, может, появится небольшое количество плодов — но при правильном культивировании результат был бы несоизмеримо больше!
Книга Деяний рассказывает нам, как апостол Павел «проходил по очереди» разные страны, где уже проповедовал ранее, и — внимание! — «утверждал» учеников. В греческом тексте — это глагол ἐπιστηρίζω, который двусоставен: ἐπι- приставка «на-, поверх-, дополнительно»; στηρίζω — «ставить стойку, подпирать, фиксировать; укреплять». В нашем случае — подвязывать распустившиеся плети, формировать плодоносящую кисть. Или — аналог для технократов — «подтягивать гайки».
Апостол поступает очень схоже с тем, как делает грамотный огородник: однажды посадив семена веры, он не бросает их на произвол судьбы в небрежении, но через определённый срок появляется снова, чтобы «подрезать» излишнее, ненужное, «подвязать» ослабевшее, «перенаправить» запутавшееся. И так поступает не только сам апостол Павел — но и другие христиане: в сегодняшнем отрывке речь идёт также про Аполлоса из Александрии, ревностного проповедника, который, однако, представлял собой «неокультуренную» поросль веры. Акилла и Прискилла «принимают его» и не укоряют за невежество, не отказывают в общении, но очень точно, досконально, во всех подробностях разъясняют ему всё то, что было ему неизвестно или непонятно.
В завершение хочется поделиться вот какой мыслью. Всё живое — в том числе и вера — не может находиться всегда в одном и том же навеки вечные зафиксированном состоянии. Да что там живое — и гайки-то время от времени расшатываются! Значит, не стоит драматизировать ситуацию, когда мы видим, что в чём-то вера подослабла, появился избыточный «люфт» — не пугаться надо, а понять, что именно сделать, чтобы поставить надлежащие «подпорки» — и рост веры продолжится дальше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов