Жили-были пятеро братьев, которые были очень дружны между собой.
Старший брат был самым мудрым и опытным. Он был невысокий, коренастый, и все звали его Крепыш.
Второго брата звали Забияка, потому что он всюду лез первый, всех дразнил и вызывал на бой. Третий был долговязый, выше всех братьев. Его так и звали: Выше-Всех. Четвёртый брат был роста невысокого, силы невеликой, но зато осторожен и бережлив. Его прозвали Казначеем.
Пятый брат, самый младший, был самым маленьким и шаловливым. Его так и звали — Малыш.
Крепко дружили между собой братья и никогда не расставались. За это прозвали их Пятеро Добрых Друзей.
Однажды отправились братья странствовать по свету и дошли до страны, которой правил злой и жестокий король.
И сказал тогда Крепыш:
— Давайте, братья, сделаем доброе дело — освободим город от плохого правителя.
Братья согласились. Забияка вызвал злого короля на бой. Братья стали штурмом брать городскую крепость, в бою особенно выделялся своей отвагой Выше-Всех. Но злой король и его слуги не сдавались. Тогда Малыш незаметно пробрался в город через лаз в крепостной стене и открыл своим братьям ворота. Войско злого короля было разбито, город освобождён.
И стали Пятеро Добрых Друзей думать: кому из них управлять городом?
— Править должен Крепыш, — решили младшие братья. — Он старше нас всех.
Но Крепыш сказал:
— Городом должен править Забияка, так как он первым начал бой.
Но Забияка тоже отказался. По его словам, правителем должен был стать Выше-Всех, потому что его отвага принесла им победу.
Однако и Выше-Всех не согласился. Он сказал:
— Чтобы взять город — нужна горячая отвага, чтобы удержать его, — нужно благоразумие. Пусть правит Казначей, он из нас самый расчётливый и благоразумный.
Но и Казначей не захотел принять власть.
— Править должен Малыш, — сказал он. — Ведь это Малыш открыл нам ворота города.
А Малыш заявил, что ему вообще не хочется управлять городом.
И решили тогда Пятеро Добрых Друзей править городом вместе. В одиночку никто бы из них не победил злого короля, да и управлять городом в одиночку тоже трудно.
Теперь всякий раз, глядя на свою руку, люди вспоминают про Пятерых Добрых Друзей. Большой палец — это Крепыш, он самый сильный и крепкий. Указательный палец — Забияка: когда мы кого-нибудь дразним, то всегда показываем этот палец. Средний палец — Выше-Всех, а безымянный — Казначей: люди чаще всего носят на нём серебряные и золотые кольца. Мизинец — это, конечно, Малыш.
Каждый из пальцев на вид слабоват, а сожмёшь вместе в кулак —сила!
(по мотивам бирманской народной сказки)
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди