
Татьяна Любомирская
Когда мне было лет десять, я стала свидетельницей невероятно романтической истории, которую сейчас вам расскажу.
Был жаркий летний день. Мы с мамой и старшей сестренкой возвращались из магазина, нагруженные тяжелыми пакетами с продуктами. В то время домофоны в подъездах были редкостью. Обычно двери были открыты нараспашку. Заходи, кто хочет! Вот он и захотел.
Он ‒ это тощий, облезлый, покалеченный в жестоких переделках кот с оборванным ухом и огромным черным пятном вокруг глаза, напоминавшим повязку пирата. В мире холеных и элегантных котов этот представитель кошачьей расы наверняка считался кем-то вроде Квазимодо. Один его вид вызывал жалость.
Кот мрачно глянул на нас и разразился низким, утробным мяуканьем. Смысл его был очевиден. Бедное животное не ело, наверно, несколько дней и сейчас просто умирало от голода. Мы поспешили домой, на четвертый этаж, чтобы освободиться от сумок и дать нашему пришельцу какой-нибудь еды. Кот неотступно следовал за нами по ступенькам вверх, не прекращая своего хриплого, надрывавшего сердце мяуканья. Когда мы распахнули дверь квартиры, котяра уселся на пороге, но внутрь не пошел, точно сознавая, что ему, такому грязному и облезлому, не место в чистом и аккуратном доме. Мы бросились к холодильнику, отрезали большой кусок колбасы, предвкушая, как обрадуется этот несчастный зверь, как накинется на вкусную еду и, может быть, впервые за много дней уснет сегодня на сытый желудок.
Но представьте, когда мы положили перед котом наше подношение, он только глянул на него жадным взглядом, но есть не стал. Он подхватил колбасу зубами и кинулся вниз по лестнице. Мы с сестрой недоуменно переглянулись. Где это видано, чтобы голодное животное не набрасывалось на еду, а забирало ее с собой? Может быть, колбаса ему не понравилась? С криками «подожди, киса, не уходи! Давай дадим тебе что-нибудь другое!» мы ринулись вслед за котом. А он, не обращая на нас внимания, стремительно несся вниз, на площадку первого этажа, где в закутке, съежившись в комочек, сидела... кошка. Еще более тощая и несчастная. Кот подбежал к ней и положил свою единственную еду к ее лапам.
Знаете, тогда в детстве я еще не знала притчу о двух лептах бедной вдовы и никогда не задумывалась о том, как это можно отдать последнее. И вот, этот урок преподнес мне даже не человек, а бродячий кот. Животное, которое, согласно учебникам, живет только инстинктами! Но даже животный мир Господь наделил умением любить, а значит ‒ самопожертвованием.
А как проявляю любовь я, человек? Да, наверно, я смогу отдать последнее своим родным и близким. Но ведь Бог создал людей более совершенными и глубокими существами, нежели животные, и Его завет нам ‒ любить всех без исключения. Но разве я в силах, например, снять с себя пальто и отдать его замерзающему бездомному? И смогу ли я, умирая от голода, накормить прохожего? За эту абсолютную любовь Господь наделял духовными дарами своих святых подвижников. А я? В силах ли я побороть свой эгоизм ради другого?
Знаете, мне кажется, в этом и есть смысл жизни ‒ научиться такой любви. Мы хорошо умеем принимать любовь и мало умеем отдавать. Но когда мы поступаем именно так, жертвуя ради ближнего, то на один шажок приближаемся к Богу, в Небесном доме Которого наверняка живет похожий на пирата бродячий кот с оторванным ухом и огромным сердцем.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 35. Богослужебные чтения

Те, кто старается вести духовную жизнь, знают, как сложно избавиться от некоторых греховных привычек. А потому нередко люди задают вопрос священнику: что является наиболее эффективной и действенной профилактикой греха? Ответ на этот вопрос находим в 35-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 35.
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида.
2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моём: нет страха Божия пред глазами его,
3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие своё, чтобы возненавидеть его;
4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;
5 на ложе своём замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!
7 Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!
8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,
10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет.
11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,
12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:
13 там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
Царь Саул был первым еврейским монархом. Человеком он был непростым. Писание говорит, что на Саула нападал лукавый дух. В такие периоды его ум помрачался, царь погружался в тяжёлые душевные состояния. Для того, чтобы помогать ему справляться с приступами болезни, ко двору пригласили юного пастуха Давида. Своей игрой на арфе он успокаивал царя. На время к Саулу возвращались мир и покой. Однако со временем нечистый начал настраивать царя против Давида. Саула начали мучать помыслы, что Давид хочет занять его престол. Одержимый ревностью, завистью и неприязнью царь начинает преследовать юношу, чтобы убить его. Однако ему это не удаётся. Придя в себя, Саул просит у Давида прощения. Однако затем новый приступ — и история повторяется снова и снова. Тот псалом, который только что прозвучал, написан в воспоминание о тех событиях.
Первая часть псалма — это описание того, что происходит в душе Саула. Несмотря на то, что Давид называет его беззаконником, очевидно, что он представляет его скорее нездоровым, больным человеком, который просто не в силах контролировать свою одержимость. Мысль Давида следующая: хотя Саул и сознавался не раз, что грешит против меня и даже просил за свое буйное поведение прощения, это всё было не более, чем обманом. Да, он делал вид, что, как говорится в псалме, «отыскивает беззаконие своё, чтобы возненавидеть его». И, возможно, в тот момент он сам верил, что раскаялся. Но на самом деле это было лукавством и в его сердце продолжало жить нечестие. В Сауле не было страха Божия. Ведь каждый раз, когда он оставался в одиночестве перед сном, его опять начинали мучать помыслы. Как говорит Давид, «на ложе своём замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом». Иными словами, одержимость вновь и вновь возвращалась к Саулу, болезнь брала верх.
Этому описанию того, как в душе человеческой зарождается грех, противопоставлена вторая часть псалма. Из тёмной, закрытой от глаз посторонних спальни, где грешник в одиночестве вынашивает свои коварные планы, мы перемещаемся на открытое пространство. Мир грешника сопоставляется с миром Божиим, в котором небеса, облака, горы, великая бездна, крылья птицы, водные потоки и свет. В мире Божием царит простор. Здесь всё на виду. Здесь нет секретов и тайн. А потому и болезни греха негде зацепиться и пустить корни.
О той закономерности, которую изобразил Давид в своём псалме, прекрасно знали все те, кто посвятил свою жизнь духовной работе. Лучшее удобрение для греха — это ситуация недоговорённости, неопределённости, замалчивания. Это погружает человека в состояние обособленности, изоляции, закрытости от мира и людей. В таком навозе подозрительность и мнительность, безумие и одержимость, страх и уныние зреют и прорастают быстрее и лучше. А потому прямо говорит апостол Иаков в своём послании: «Исповедайте друг другу согрешения ваши». То есть не держите тёмные помыслы в себе. Приносите их на исповедь или же тем людям, которые идут по пути духовного совершенства и готовы поделиться с нами своим опытом. Такая открытость и доверие убивают грех в зародыше. И там, где вчера была смута и болезнь, сегодня будут мир и покой.
Псалом 35. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 35. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 35. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида.
2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его,
3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его;
4 слова уст его - неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро;
5 на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.
6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!
7 Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!
8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:
9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,
10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.
11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем,
12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня:
13 там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.
Неслучайные случайности. Юлия Узун

Со мной часто происходят события, которые со стороны кажутся совпадениями, но на самом деле являются проявлением промысла Божьего. Я стала ощущать это с особой силой после одного случая, о котором и хочу рассказать сейчас.
С детства во мне жила мечта — петь в хоре Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Поначалу она казалась несбыточной. Но, окончив школу, я смогла поступить в Регентскую школу при Московской Духовной Академии.
В первом семестре все будущие регенты проходили прослушивание. Преподаватели отметили мои способности, но по какой-то причине не определили ни в один из студенческих хоров. Я жутко расстроилась тогда. И все же не стала ничего выяснять, а просто проплакала несколько дней.
Узнав об этом, брат, который уже был иеромонахом, посоветовал подойти к отцу Матфею и попроситься в хор к нему. Благо теперь я училась на территории Лавры. И была физически ближе и к отцу Матфею, и к своей мечте. Впрочем, слабо верила, что он может взять в хор студентку первого курса. Но спросить решилась.
Хор отца Матфея обычно пел на ранних службах в Трапезном храме Лавры. И вот, я пришла туда и стала ждать. Когда вошел батюшка, я быстро подошла к нему и выпалила свою просьбу петь в его коллективе. К моему удивлению, он кивнул в сторону, где стояли другие певчие и сказал:
— Становись!
Это было поразительно!
Так я стала петь в коллективе одного из лучших регентов России. А через полгода наконец получила распределение в третий смешанный хор Регентской школы. В итоге приходилось петь на двух службах подряд — сначала на ранней в Лавре, а потом — в Предтеченском храме семинарии.
Я часто опаздывала, спеша с одной службы на другую, из-за чего наставницы хотели запретить мне петь хоре отца Матфея, но он лично заступился, и руководству школы пришлось смириться с моими задержками.
Я пою в хоре Троице-Сергиевой Лавры до сих пор. А еще преподаю пение в воскресной школе «Покров» при Московской Духовной Академии. И не мыслю жизнь без клироса.
До сих пор удивляюсь, как Бог выстроил мой путь. В Евангелии сказано: «стучите и отворят». И я молилась, просила. А потом сама не заметила, как цепь событий, даже не самых приятных, привела к исполнению мечты! Дивны дела Твои, Господи! Благодарю Тебя!
Автор: Юлия Узун
Все выпуски программы Частное мнение