
По берегам реки Сосны, протекавшей через Малоархангельский уезд Орловской губернии, уже которую неделю разносились характерные звуки стройки: визг пил, стук топоров. Заслышав их, жители окрестных деревень уважительно говорили: «Эх, и молодцы же эти ярищенские! Школу строят!»
Действительно, в селе Ярище на живописном берегу реки полным ходом шло строительство новой школы. И не просто школы, а школы с церковью — в двухэтажный каменный корпус, по задумке, вписывался большой домовый храм. Ещё на самом первом этапе строительства было решено освятить его во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Это решение, посоветовавшись с жителями села, приняла помещица Пиама Михайловна Клушина. Именно ей принадлежала и сама идея открытия школы, которую крестьяне горячо поддержали не только на словах, но и на деле. Ярищенцы с большим энтузиазмом включились в строительство, на которое Пиама Михайловна вместе со своими родными сёстрами пожертвовала десять тысяч рублей и девять десятин земли.
Клушины принадлежали к древнему роду, ведущему своё начало ещё от московского князя Ивана Калиты. Отец Пиамы Михайловны, дворянин, состоял на государственной службе в городе Ливны Орловской губернии, где всё семейство постоянно проживало.
Родители были глубоко верующими людьми, и прививали веру и христианские идеалы своим детям. «Поделись с ближним, накорми голодного, помоги больному» — эти принципы в семье Клушиных чтили и свято соблюдали. Пиама хорошо помнила, как по большим церковным праздникам после службы в храме мать устраивала дома обеды для нищих и бездомных. А вечером приходила в детскую с толстой книгой в руках, и вслух читала девочкам жития святых. С замиранием сердца слушала Пиама про свою святую покровительницу — деву Пиаму Александрийскую, которая жила в уединении и безбрачии, и однажды очень помогла жителям своего города. Маленькой Пиаме Клушиной так хотелось хоть в чём-нибудь походить на свою святую!
После смерти родителей сёстры переехали в доставшееся им по наследству имение в селе Ярище. Большой дом, фруктовый сад, парк, с трёхсотлетними дубами... Праздность была не по душе Пиаме Михайловне. Она сразу же включилась в общественную жизнь села: организовала помощь семьям бедных крестьян, обеспечивала их продуктами и одеждой. А вскоре пришла мысль построить в Ярище школу с храмом.
К строительству приступили в тысяча девятьсот пятом году. Проект здания разработал известный орловский архитектор Шмаков. Практически все жители села изъявили желание потрудиться на стройке, и людей со стороны Пиаме Михайловне нанимать не пришлось. Каждый делал, что мог: кто-то плотничал, кто-то возил известняк для фундамента. Строительство школы невероятно сплотило односельчан; даже те, кто ещё совсем недавно враждовали между собой, стали закадычными друзьями.
И вот, спустя два года высокий берег реки украсило двухэтажное, из красного кирпича здание Покровской школы с церковью. Пиама Михайловна Клушина стала её попечителем, но не только: с первых же дней она начала безвозмездно, на общественных началах, работать там простой учительницей, и отдала преподаванию в Ярищенской школе двенадцать лет! За эти годы она и её сёстры пожертвовали школе и храму почти двадцать тысяч рублей, а кроме того, построили ещё несколько дополнительных учебных корпусов.
Пиама Михайловна, как и её святая покровительница, не вышла замуж. Всю свою жизнь она отдала любимому детищу.
Плоды её трудов не пропали и сегодня: в здании бывшей Покровской школы ныне располагается Ярищенская средняя общеобразовательная школа. Любопытный факт: во дворе там стоит памятник известному физику Константину Краевичу, который был женат на одной из сестёр Пиамы Михайловны; его же имя носит теперь и школа. И это притом, что учёный скончался задолго до начала её строительства, и ровным счётом никакого отношения к Покровской школе не имел. Однако в советские годы «вершителям новой истории» его имя, разумеется, показалось куда привлекательней памяти о женщине, творившей добро во славу Божью. Но настоящая основоположница и благодетельница школы, Пиама Клушина, даже на такую вопиющую несправедливость наверняка ответила бы своей любимой фразой: «Главное — дела, а не слава».
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема