
Петр и Вера Митуричи
Художников Петра Митурича и Веру Хлебникову в 1920-е годы соединило искусство. Они часто рисовали друг друга, черпали вдохновение друг в друге, ценили мнение друг друга. Пётр Митурич сравнивал их взаимную любовь с общим дыханием, когда один любящий не может жить без другого.
Молодые люди познакомились благодаря Велимиру Хлебникову — Вериному брату. Пётр Митурич любил его стихи и после того, как в 1922 году поэт cкончался, решил написать Вере, которая жила тогда с родителями в Астрахани. Вера делилась воcпоминаниями о Хлебникове, а молодой человек, к тому времени уже преподаватель Высших художественно-технических мастерских, рассказывал о своих встречах с московскими писателями и художниками. Это очень поддерживало девушку, которой не хватало общения с людьми искусства. Однажды Вера прислала Петру свою большую картину, которая поразила его. В ответ Митурич отправил девушке письмо, в котором выражал желание увидеть другие работы Хлебниковой и её саму.
Ранней весной 1924 года желание Петра Митурича исполнилось — Вера приехала в Москву. «Закутанная в белый пушистый платок, — вспоминал молодой человек, — в чёрном пальто особого покроя вошла ко мне Вера и протянула мне чудную живую розу». Молодые люди долго смотрели друг на друга, улыбались и молчали, опомнившись только, когда их окликнул извозчик, которому забыли заплатить. «У меня большая новость, — писал Пётр в те дни своей матери, — ко мне приехала, наконец, Вера Хлебникова. Она обворожительная красавица, я влюблён и счастлив как никогда». Спустя три недели молодые люди поженились.
Пётр преподавал, подрабатывал иллюстратором, а Вера решила на время оставить живопись. В 1925 году у Митуричей родился сын Май, и она была настолько увлечена своим «зайчиком», как она называла сына, что не думала о работе. При этом Вера помогала мужу. «Она корректировала мои работы, — вспоминал Пётр Митурич, — давала конкретнейший разбор каждого мазка, отмечала, что именно фальшивит в картине. И я чувствовал, как расту с каждым шагом». Митуричей объединяла и вера в Бога. Однажды, во время путешествия по Волге, в городе Хвалынске, они спасли из огня икону Богородицы. Местные комсомольцы собирались её уничтожить в рамках какой-то антицерковной кампании. Эта икона с тех пор стояла на рабочем столе Митурича.
1930-е годы для Петра и Веры стали трудными в материальном плане — основным и очень нестабильным заработком были заказы на иллюстрации. Кроме того, Митурича травили в прессе за его религиозно-философские взгляды. Но, как вспоминает сын художника Май Митурич, внешние невзгоды, не могли потушить огонь семейного очага. Митуричи несмотря ни на что были счастливы: они много работали, Вера спустя годы вновь взялась за кисть, подрастал Май, которого родители твёрдо решили сделать художником, и в мальчике обнаружился талант. Каждое лето семья выезжала в Крым или на Кавказ и возвращалась оттуда со множеством новых рисунков.
Счастливая жизнь оборвалась зимой 1940 года: Вера Владимировна заболела плевритом и скоропостижно скончалась. Пётр тяжело переживал потерю, но никогда не терял духовную связь с супругой. Спустя два года после похорон он написал ей письмо: «Веринька моя милая, Веринька-заинька, мы течём без тебя в бурных водах нашей военной современности. Живём и нежно, любовно бережём всё, что творили твои милые руки, всё, что запечатлено на бумаге».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело