1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какова причина того, что, будучи крещеным человеком, я не чувствую присутствия Бога в своей жизни? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Период земной жизни Иисуса Христа — это эпоха пессимизма. Художественно точно дух того времени передаёт Борис Пастернак в своём романе «Доктор Живаго». Он пишет: «Рим был толкучкою заимствованых богов и завоёванных народов, давкою в два яруса, на земле и на небе, свинством, захлестнувшимся вокруг себя тройным узлом, как заворот кишок... Даки, герулы, скифы, сарматы, гиперборейцы, тяжёлые колёса без спиц, заплывающие жиром глаза, скотоложество, двойные подбородки, кормление рыбы мясом образованных рабов, неграмотные императоры. Людей на свете было больше, чем когда-либо впоследствии, и они были сдавлены в проходах Коллизея и страдали». В итоге самые благородные и достойные граждане империи во всём этом безобразии не видели иного выхода как жить подобно прекрасной мраморной статуе, убив в себе все эмоции и чувства. Именно так делали стоики. А что говорить о тех, кто не задумывался особо о высоких смыслах? Девиз «бери от жизни всё, ведь ты этого достоин», — был руководством к действию.
И вот среди этой бессмысленности и разврата звучит проповедь Христа. Это совершенное новое дыхание. Это то избавление, о котором издревле, как говорит сегодня апостол Пётр, предсказывали пророки. И, кстати, не только еврейские, но и языческие. Весь мир с нетерпением ждал Спасителя, чтобы избавиться от гнёта этой «мраморной и золотой безвкусицы», полуживотного существования. Однако, когда Господь пришёл, это избавление смогла принять лишь небольшая группка людей. А что же остальные? Они продолжали услаждаться своими страданиями, вариться в своей безнадёге и жить надеждами на то, что когда-то всё изменится, наступит-таки «золотой век». Почему это происходило? Потому что Христос предлагал слишком радикальные изменения.
Вот о каком странном парадоксе заставляют задуматься только что прозвучавшие слова апостола Петра. И в первую очередь они актуальны именно для нас, людей, которые носят на себе крест или считают себя христианами. Актуальны по той причине, что даже посещая храмовые богослужения, следуя церковному уставу, мы порой живём, как язычники. Нет, речь не о противозаконном и аморальном поведении. Речь о чувстве безнадёги и покинутости, которое нередко нас посещает, а порой и формирует фон нашей жизни. Принадлежность к религии не доставляет нам радости, о которой говорит Пётр. Благодать и мир не умножаются.
И если это так, то не стоит ли тогда задуматься: а чем я отличаюсь от тех людей, которые жили в Римской империи, ждали Спасителя мира, а когда Он пришёл и предложил им дар Своей благодати, не приняли его? Не приняли, потому что ничего не хотели радикально менять в своей жизни. Потому что крепко держались за свои старые представления и предубеждения. Может, со мной так же? Может, и мне мешают принять Христа и исполнять Его Евангелие те мои установки, привычки и правила, которые я считаю чем-то для себя естественным, легитимным и культурно приемлемым. И я не могу ощутить присутствия Бога в моей жизни, потому что вцепился в них мёртвой хваткой и не готов ничего менять. Согласитесь, поразмыслить над этими вопроссами стоит. Ведь Христос рядом, протягивает мне руку. А в ней то, в чём я остро нуждаюсь. Просто мне нужно сделать то, что я не привык делать. А что это именно — каждый должен ответить себе сам.
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема