
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 69 зач., I, 8 - II, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое грех? Как он появляется на свет? И как от него избавиться раз и навсегда? Ответ на эти вопросы мы слышим в отрывке из 1-й и 2-й глав 1-го послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
Нет человека, который бы жил эту жизнь и ни разу бы не согрешил. Более того, даже если перестаёт человек совершать явно греховные поступки, он всё ещё не свободен от греха. Величайшие святые признавались в этом на смертном одре. Нам это может показаться странным. Однако всё встанет на свои места, если под грехом мы будем понимать не только нарушение закона, не только антисоциальные поступки, не только явные преступления против человечества, но в первую очередь особое состояние, в котором находится человек. О каком именно состоянии идёт речь?
Православные богословы утверждают, что из-за преступления Адама в мир проникли три жутких болезни. Первая — это тленность. Всё подвержено старению, всё портится, всё разрушается, всё истлевает. Вторая болезнь — это страстность. Речь идёт не о противоестественных страстях, которыми бывает одержим человек. Такими, как например, зависимость от пищи, игр или веществ. Речь о наших вполне естественных реакциях на внешние воздействия. Мы испытываем боль, голод, жажду, холод, утомление. Страдает как наша душа, так и тело. Третья болезнь — это смертность. Это разрушение целостного душевно-телесного состава человека. То, чем оканчивается наша земная жизнь. Со времён Адама этому закону подчиняется каждый из нас. Без исключения. Тленность, смертность и страстность — это общее состояние нашего тела и души. Как говорится, средняя температура по больнице.
Наверное, если бы не был человек сотворён по образу Божию, то мы бы не видели в этом большую проблему. Но что-то подсказывает нам, что так быть не должно. Что есть в этом огромная несправедливость. Именно поэтому мы всеми силами пытаемся избежать этого состояния умирания. Своими мыслями, словами и поступками мы создаём иллюзию бессмертия. Например, пытаемся заработать побольше денег, окружить себя комфортом, получить статус в обществе, собрать вокруг себя единомышленников и почитателей. Так мы надеемся поймать синюю птицу за хвост, убежать от страдания и смерти. И часто к этой цели мы идём, не обращая внимания на окружающих. Здесь и рождается грех. Да, возможно, мы не грабим банки и не создаём финансовые пирамиды. Но всякий из нас наполнен претензиями и недовольством по поводу происходящего вокруг. А это и есть зачаток любого греха.
Поэтому говорить себе, что во мне нет греха — это большое заблуждение и горький самообман. Ведь правда жизни настигнет внезапно. В самый неподходящий момент. Апостол Иоанн напоминает об этом не для того, чтобы вызвать у нас чувство вины, стыда или страха. Он хочет обратить наше внимание на ту альтернативу, которую предлагает Христос. Не лучше ли сразу жить по закону Его Евангелия. Искать не своей воли, но воли Бога. Заботиться не о своей корыстной выгоде, но о пользе, которую мы можем принести окружающим. Тому, кто начинает так проводить свою жизнь, Господь даёт Свой свет, просвещает разум. Такой человек начинает отчётливо видеть своё истинное состояние и то, из какого страшного болота его вытягивает Бог. Это вдохновляет его исполнять заповеди Христовы с ещё большей силой и усердием.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь семье священника из города Йошкар-Ола

Большая и дружная семья священника Алексия Кирюшкина живёт в городе Йошкар-Ола. Батюшка служит в местном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И вместе с супругой Екатериной воспитывает шестерых ребятишек. Младшая дочка, 5-летняя Маша, родилась с особенностями развития — у неё синдром Дауна, а ещё порок сердца. Родители много сил и времени посвящают заботе о здоровье дочери. Отец Алексий отказался от предложения стать настоятелем храма, чтобы больше заботиться о Маше и других детях, поддерживать матушку в повседневных делах. Однако и о служении другим людям батюшка не забывает, относится к своей пастве в храме с большой любовью и преданностью, помогает находить утешение и духовную опору в трудные моменты жизни.
Зарплата отца Алексия хоть и скромная, но позволяет закрыть все базовые потребности семьи. Правда недавно появились такие трудности, с которыми в одиночку Кирюшкины справится всё же не в силах. У отца Алексия сломалась старенькая машина. На ней родители возили Машу на лечение и реабилитации, а других детей в школу и детский сад. Коме того, на машине батюшка добирался до храма, в котором служит.
Обходиться без личного транспорта большой семье с особенным ребёнком крайне непросто. На помощь священнику Алексию пришла православная служба «Милосердие Казань». Проект помогает тем, кто попал в беду. За четыре года работы поддержку получили сотни людей, не только из Татарстана, но и со всей России. Сейчас на сайте службы открыт сбор для семьи священника из города Йошкар-Ола, и вы можете поучаствовать в этом добром деле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохранить деревянные храмы и часовни на Русском Севере

На Русском Севере можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни, построенные несколько веков назад. В годы советской власти они были закрыты и заброшены. Некоторые из них со временем разрушились, но многие уцелели. Спасением и сохранением этих уникальных святынь занимается проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Его участники, добровольцы со всей России, отправляются в экспедиции в Архангельскую, Костромскую, Ленинградскую, Вологодскую области, республики Карелия и Коми. Они очищают территорию вокруг храмов, убираются внутри зданий, проводят ремонтные работы.
Максим Заливакин узнал о проекте 7 лет назад по радио и в том же году отправился в экспедицию в деревню Нименьга Архангельской области. Мужчина рассказывает: «Храм Преображения Господня, в котором нам предстояло потрудиться, оказался величественным. К сожалению, часть его глав на тот момент была утрачена — последствия удара шаровой молнии. Но ещё больше меня поразила колокольня. Она как будто стояла в низком поклоне перед храмом. Казалось, она вот-вот упадёт. Но за два года удалось полностью её поправить».
Максим Заливакин стал ежегодно участвовать в экспедициях. Со временем к нему присоединились жена и 13-летняя дочка. Теперь помощь храмам — это дело всей семьи.
Всего за 18 лет работы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» удалось сохранить 192 уникальных святыни. В некоторых из них впервые спустя десятки лет после закрытия были отслужены Литургии.
Если вы хотите поучаствовать в спасении деревянных храмов и часовен на Русском Севере, аналогов которым нет в мире, присоединяйтесь к волонтёрским экспедициям. Либо сделайте любой благотворительный взнос на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Пьесы «Ревизор» и «Развязка Ревизора» в контексте притчи о Страшном суде». Прот. Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о пьесах Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» и «Развязка «Ревизора» в контексте притчи о Страшном суде. Как сам автор объяснял образы в своих произведениях, почему для него было важно обратить внимание не только на внешнюю сатирическую сторону в «Ревизоре», но и перенести это на личную духовную жизнь человека, терзаемого страстями.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне.
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена роману Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте евангельской притчи о блудном сыне.
Четвертая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о Страшном суде.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер